Проблема очередей в больницах Югры встала с новой силой. Острую ситуацию, которая сложилась в детских поликлиниках автономного округа перед началом учебного года, не удалось замолчать. В результате руководство департамента здравоохранения региона вынуждено было не только признать свои недоработки, но и извиниться за них перед населением.
Однако легче от этого не становится. Как не становится яснее – когда же югорчане смогут как страшный сон забыть об очередях?
В коридорах толпа…
Бардак – одно из самых мягких слов, которым родители маленьких жителей Югры называют то, что происходило в ряде детских поликлиник округа в последние дни августа. В это время школьникам и дошколятам традиционно нужны были медицинские справки. В попытках сдать анализы и получить эти справки тысячи мам с детьми провели в очередях по несколько часов. Особенно тяжело было в поликлиниках Нижневартовска и Ханты-Мансийска.
Талонов хватало далеко не всем, поэтому в коридорах поликлиник перемешались «талонные» и «бесталонные» посетители. В Нижневартовске ситуация осложнилась вспышкой кори. Из-за этого медики вынуждены были жёстко разделять потоки пациентов – на здоровых и больных. Возмущение родителей из больничных коридоров и кабинетов вылилось в социальные сети и на интернет-форумы.
«Спустя почти полтора часа после назначенного времени я с ребёнком попала к издёрганному, уже ничего не соображающему врачу, который должен принимать всех, – пишет на городском форуме Ханты-Мансийска пользователь Kirilova86. – А эти дикие мамаши, которые просто ломятся в кабинет и орут, что им плевать на тех, кто по записи, и они «были у заведующей» и их обязаны принять?! О какой квалифицированной помощи может идти речь, если врач вместо 20 человек должен принимать всех подряд?»
«Записи на всех не хватает, половины педиатров нет, участки часто сдвоены. В городе высокая рождаемость и нехватка специалистов, – пишет на том же ресурсе пользователь Katrin. – А ещё есть такая бюрократическая штуковина – выписка и закрытие больничного листа. В лепёху разбейся и попробуй закрыть больничный лист в день явки, если запись на эту самую явку врач не даёт, потому как время уже разобрано. Негласное правило – один по записи, один по живой очереди».
Заведующая детской поликлиникой ОКБ Лариса Тандалова утверждает, что в этом году за справками пришло гораздо больше людей, чем обычно.
«Мы пытаемся предвидеть ситуацию и наплыв пациентов за справками с середины августа до начала сентября, – говорит заведующая. – Снимаем со школ фельдшеров, которые в течение всего дня работают на заборе анализов, а затем на выдаче справок. Но в этом году к нам приходило по 200 человек на анализы и, естественно, вечером они все приходили за справками. Мы привлекали других специалистов, которые выписывали справки, пытались изменить ситуацию, но, к сожалению, не всегда это получалось. Мы уже подумали, как нам избежать подобных ситуаций на следующий год. Мы вынесем забор анализов и выдачу справок на территории больших детских садов».
…а в кабинетах пусто
Объясняясь по поводу столпотворения в детских поликлиниках, руководство югорского депздрава не смогло гарантировать, что история не повторится на будущий год. Помимо извинений, в адрес населения прозвучала лишь просьба приходить за справками заранее. Также депздрав анонсировал проект «Поликлиника без очередей», впрочем, без особой конкретики. Ясно только, что чиновники от медицины будут пытаться грамотно составлять графики приёмов, совершенствовать систему записи и обратной связи с населением.
В то же время пациенты получили в свой адрес ответный упрёк – оказывается, до 40% тех, кто записывается на приём через интернет, попросту не приходят. Их талоны пропадают, равно как и драгоценное время врачей.
Между тем, очевидно, что главная причина очередей в больницах – это нехватка кадров. Например, педиатров в Югре только 80% от нужного числа. Остаётся открытым вопрос, как привлечь в округ новых специалистов.
«Пытаются что-то выдумать с талонами вместо того, чтобы врачей удержать, решив их жилищные проблемы, – говорит один из врачей ОКБ. – Ханты-Мансийск – город дорогой! Снимать жильё, отдавая большую часть заработка, немыслимо. А ещё и с садиками проблема».
Мало того, врачи из ОКБ на условиях анонимности сообщают, что в последнее время у многих из них упали зарплаты.
«При увеличенном объёме работы моя зарплата уменьшилась на 36%. Я в шоке. Думаю уезжать, – говорит одна из врачей. – Прожила здесь уже 16 лет, очень обидно. Думаю, из-за войны эти снижения. Без меня, знаю, останется не только участок, но и люди, которые мне верили и на меня надеялись. Мне детей растить надо, а вы сами знаете, сколько стоит жизнь в Ханты-Мансийске. Держитесь, жители, будет хуже. Извините меня!»
Мнение власти
Нужно ментальность врачей поломать
Александр Филимонов, директор департамента здравоохранения Югры:
– Нас волнует даже не столько количество кадров, а качество. Общее количество и врачей, и медсестёр примерно соответствует нашим потребностям. Но некоторые должности у нас укомплектованы с избытком в стационарном звене, а в звене амбулаторном есть дефицит. Где-то нужно даже ментальность врачей поломать, чтобы они переходили из стационара в поликлинику.
В стационаре комфортнее, ходить по участку не надо. В поликлинике тяжелее – большой поток людей. Кроме того, мы за год должны всех участковых терапевтов переподготовить, чтобы мотивировать на проведение профилактических мероприятий. Обычная работа терапевта – это приём большого числа пациентов. А при дефиците специалистов он ещё и на полтора участка должен работать. В этом потоке выделить время, чтобы заняться прикреплёнными к участку людьми и побудить их пройти профилактику, очень сложно. Наша задача – сделать так, чтобы была у врача внутренняя мотивация это сделать.
Педиатры знают, что это такое – попробуй-ка не провакцинируй детей, всплеск заболеваемости будет колоссальный. То же самое должно быть и у терапевтов. Если не выявлять заболевания на ранних стадиях, они перейдут в запущенную форму. Проведи сегодня скрининг на опухоли молочной железы, толстого кишечника, найди предраковые заболевания или рак в начальной стадии и через два года тебе не придётся выписывать пациенту наркотики, каждую неделю посещать его. Это всё очень тяжело. И врач должен понимать, что не только человеку жизнь спасаешь, но и с себя скидываешь кучу проблем.
Комментарий
Как разделить потоки
Татьяна Загинайко, главный врач детской городской больницы Нижневартовска:
– Мы занимаемся первичной амбулаторной помощью, и наша основная обязанность – проводить профилактические мероприятия. В первую очередь – мы должны разделять потоки больных и здоровых пациентов. Распоряжение главного санитарного врача по Нижневартовску очень чётко нам это предписывало из-за вспышки кори. Для получения справки мамы приходят со здоровыми детьми. Как правило, наши возможности позволяют нам выдавать справки в доврачебных кабинетах – это специальные боксы. Но в этом году у нас боксы были заняты для приёма больных корью. И нам пришлось выделять другие помещения.
К сожалению, не все детские поликлиники в Нижневартовске являются типовыми, часто это приспособленные помещения на первых этажах жилых домов. И отделять там больных детей от здоровых достаточно проблематично. Но мы этот вопрос решаем и понимаем, что наша перспектива – это организация кабинетов для выдачи справок именно в типовых поликлиниках. Думаем и о том, чтобы у родителей была возможность прийти в поликлинику в течение всего дня. В последние годы у нас в Нижневартовске выросло количество детей дошкольного возраста. Обслужить всех достаточно сложно. Но наши врачи всегда возвращаются из отпусков уже к середине августа. Будем подключать Центры здоровья, чтобы здоровые дети получали справки там.
Кстати
Кадры с Украины
Штат врачей и медсестёр в больницах Югры немного пополнился за счёт беженцев с Украины. Все приехавшие врачи уже трудоустроены. Например, больница Пыть-Яха получила патологоанатома – это очень дефицитная врачебная специальность. Причём, руководство больницы заранее узнало, что в город едет такой специалист и перехватило его по дороге, не дав доехать до пункта временного размещения.
Из среднего медицинского персонала, организованно приехавшего в автономный округ с Украины, на работу вышла уже половина из 15 человек. Людям предлагают ехать туда, где есть реальная перспектива получить жильё на условиях, приемлемых для переселенцев. Есть беженцы-медики, которые уехали в Берёзово, в Нижний Сартым – в сельской местности врачам работать выгоднее за счёт «сельских» выплат и подъёмных в 100 тысяч рублей. Да и жильё там снять можно в разы дешевле, чем, например, в Сургуте или Ханты-Мансийске, где плата за аренду квартиры может быть выше заработной платы врача. Кроме того, несколько украинских врачей приехали в Югру самостоятельно и устроились на работу без чьей-либо помощи.