«АиФ-Югра» поговорили с депутатом Тюменской областной думы от Няганского избирательного округа Андреем Осадчуком. У него особый взгляд на экономическую ситуацию, поскольку он смотрит на неё сразу с двух ракурсов - как политик-законодатель и как бизнесмен-инвестор.
От картошки до ананаса
- Андрей Михайлович, сегодня часто говорят, что надо поддержать альтернативные отрасли местной экономики. Поясните, о чём идет речь?
- Прежде всего, о сельском хозяйстве. Это основа продовольственной безопасности. Посмотрите на юг области: лет пятнадцать назад начали вкладывать средства в сельское хозяйство – и пошло мощное развитие. Сейчас в Тюменской области отлично выращивают картофель и другие культуры. С учетом потепления климата можно получать картофельный урожай в Югре и даже на Ямале. Я вижу большой потенциал развития тепличных хозяйств, которые бы обеспечивали нас свежими огурцами, помидорами, зеленью, клубникой. Если огурчик вчера сорван, а сегодня лежит на прилавке – это же отлично. Кроме того, зачем покупать цветы в Голландии, если местные предприниматели при поддержке региональных властей смогут занять эту привлекательную нишу и обеспечивать цветочный бизнес региона.
- Ананасы тоже сами будем выращивать?
- Доля потребления ананасов в нашей стране невелика, их можно закупать за рубежом. А если серьёзно, нужно действовать без фанатизма: мы не можем всё произвести сами. Но самые простые продукты широкого потребления должны производиться в каждом регионе страны с учетом климатических условий и характеристики почв. Благодаря высокому качеству и свежести местные фермеры выиграют борьбу за локального покупателя. Даже если их продукция будет чуть дороже, чем привезённая из других регионов. Люди у нас на Севере морально готовы переплачивать за качество.
Дополнительные опоры
- Крупные торговые сети готовы закупать местную продукцию?
- Они с удовольствием закупают. Но им нужен определённый объем продукции, покупать мелкими партиями у большого количества предпринимателей им невыгодно. Например, ценным экологически чистым оленьим мясом, которое производят у нас в Белоярском районе, уже заинтересовалась федеральная сеть «Магнит». Сотрудничество с федеральной сетью увеличит объемы продаж и внесёт мощный импульс в развитие отрасли. Кроме обеспечения основными продуктами питания, необходимо развивать и легкую промышленность. Носки-колготки можно и в России производить.
- И переплюнуть Китай реально?
- Считаю, что реально, если уделить внимание производительности труда, оптимизировать расходы на транспорт (логистику), увеличить энергоэффективность, добиться низкой себестоимости для успешной конкуренции на внутренним и внешнем рынках. А для этого правительство должно создать условия для инвестора (компенсировать ставки по кредитам, например). Тогда товар будет качественным, а себестоимость – невысокой. И мы сможем уменьшить зависимость от импорта хотя бы на уровне простых вещей, требуемых в большом количестве. А сейчас мы много чего покупаем за рубежом. Нужно сокращать долю импорта сельхозпродукции, а заработанные деньги вкладывать в обновление производства, то есть, в покупку западных технологий для их внедрения в промышленность. Российская экономика держится на двух столпах – нефти и газе. Это мощные столпы, конечно. Но устойчивость и гибкость всей конструкции будет выше, если добавить дополнительные опоры – начать развивать другие отрасли. Пусть они будут тоньше, но их будет много… Нужно уже сегодня готовиться к следующему кризису.
Извлекаем ли уроки?
- Добавлять новые опоры в кризис – задача труднейшая.
- Надо извлекать уроки из прошлого. До 2008 года и в период 2010-2013 годов у нас была золотая пора! Доходы постоянно увеличивались, но деньги были потрачены не на развитие, а на самопотребление. А необходимо было вкладывать в диверсификацию экономики. Сейчас же, в период кризиса, развиваться очень трудно, система перешла на режим самосохранения. У бизнеса сегодня непростая ситуация: доходы падают, кредиты стали в полтора-два раза дороже, резко ухудшилось финансовое положение предприятий. Мы сейчас находимся около дна кризиса, но через 6-12 месяцев начнётся восстановление экономики. Уже сейчас необходимо вести подготовку к будущему росту, чтобы следующий кризис, который обязательно будет, наша экономика встретила в совершенно другом состоянии.
- Из советского прошлого можно извлечь какие-то уроки?
- Да, экономические и политические. В СССР производилось практически всё. Не всегда качественно, но был свой большой рынок сбыта: более 300 миллионов человек. После развала Союза мы эту сферу экономического влияния потеряли. Одновременно открыли доступ на свой рынок. И теперь вынуждены торговать в основном своими природными ресурсами. Неужели мы не можем в большем объёме перерабатывать нефть и газ и экспортировать свою продукцию с большей добавленной стоимостью? Нам нужно уменьшать зависимость экономики от конъюнктуры цен на нефть. Иного пути развития России нет.
- Для того чтобы экспортировать товары, например, из Югры и Ямала, нужна и развитая транспортная инфраструктура. Вы полагаете, у нас она есть?
- Сейчас готова не в полной мере. В Салехард, столицу Ямала, вообще нет полноценной круглогодичной дороги! Также, как и в Белоярский, Берёзовский и часть Октябрьского районов Югры. Нужен современный транспортный коридор через весь регион с юга до Северного Ледовитого океана. Дорога до Салехарда сократится почти на 900 км, если ускорить реализацию запланированного транспортного проекта, очень важного для Югры и Ямала. Территории, через которые будут построены мосты и дороги, получат второе дыхание и хороший импульс для развития. Также есть необходимость строительства железной дороги до порта Сабетта, с которым сейчас связаны большие надежды. Очень важно, чтобы порт был не только нефтегазоналивным, но и грузовым.
- Югра и Ямал и так в числе ключевых доноров госбюджета. Захотят ли федералы вкладываться в такое строительство?
- Сегодня нужно вложить федеральные деньги в инфраструктуру передовых регионов, чтобы потом получить еще больше. Нельзя, чтобы 10 регионов кормили остальные 75. Эту пропорцию необходимо менять. Территориям надо дать больше экономической самостоятельности. У каждого региона есть свои преимущества, следовательно - своя специализация. Первая цель – конкуренция на локальном рынке, далее – выход на рынки стран-соседей, которые исторически были в нашей сфере влияния.
Можем поделиться опытом
- Давайте вернемся к Югре. Все журналисты спрашивают депутатов про жилье и дороги, но не спросить нельзя. В вашем избирательном округе эти две проблемы по-прежнему самые острые?
- Скажу сначала о дорогах. В Нягани за последние 4 года острый вопрос по качеству дорожного покрытия в пределах города был снят благодаря работе муниципалитетов. Дороги были на три с минусом, по моему мнению. Теперь на четверку. А улучшение качества дорог влияет на настроение людей и, если хотите, на лояльность к власти. Два года назад ввели в эксплуатацию участок дороги Андра - Белоярский, что не могло не сказаться на улучшении качества жизни белоярцев. Дороги от Ханты-Мансийска до Нягани поддерживаются в нормальном состоянии, проводится плановый ремонт. Влиять на состояние федеральных трасс сложнее. Иногда помогает просто случай. Когда в июле этого года размыло участок федеральной трассы Р404 в районе Демьянки, журналисты в красках расписали, как машины стоят много часов в пробке – и тут же нашлись деньги, дорогу подлатали. Но мы должны не ждать, пока ЧП случится, а работать.
- А на квартирный вопрос находится ответ?
- В свое время губернатор Югры Наталья Комарова и наша дума верно определили приоритеты, постановив не менее 50% профицита бюджета направлять на решение жилищного вопроса. Процент износа домов очень большой, но Югра сделала рекордный рывок. Раньше никто не думал, что для округа реальна цифра в миллион квадратных метров нового жилья в год. Причём, строится жильё не только в крупных городах, но и в отдаленных посёлках. За период губернаторства Комаровой не менее трети вагон-городков ликвидировали в Югре. Такими темпами лет за 5-6 можно вообще решить проблему. Темпы на местах зависят от глав территорий: насколько там готовы создавать условия для предприятий строительного комплекса, как налажен диалог власти и бизнеса. Вагончики ведь неудобны не только их обитателям. Возьмем цены на ЖКХ: к каждому вагончику отдельно трубы подведены, их надо ремонтировать и обслуживать. Для города просто дорого отапливать каждую хибарку в отдельности! Жилье, построенное для временного проживания людей, используется до сих пор. Представьте: вы купили пластиковую тарелку, чтобы раз съездить на пикник. А потом отмыли и едите из нее всю жизнь. И уже привыкли даже к отсутствию фарфоровой посуды…
- Есть ли в Няганском округе положительный опыт государственно-частного партнерства при строительстве инфраструктуры?
- Да, прежде всего - в области строительства детсадов. Два уже построили, два - в процессе строительства. Сейчас в Нягани все дети с трех лет обеспечены местами в дошкольных учреждениях. Кроме того, строятся две школы в Октябрьском районе - в Приобье и в Талинке. ГЧП позволяет аккумулировать средства муниципального бюджета для выкупа социально важных объектов к моменту завершения их строительства. То есть накопить, а не изыскать заранее, ещё до начала стройки, как это обычно бывает. Федеральный закон о государственно-частном партнерстве вступит в силу только 1 января 2016 года, а у нас уже есть опыт, которым можно делиться.
- Каким еще опытом готов делиться ваш избирательный округ? Может, у вас есть муниципалитеты-отличники?
- Очевидный отличник – Белоярский район. Там работает несменяемый глава района Сергей Маненков. Благодаря работе его сплоченной команды, Белоярский район - самый северный в Югре, со сложной транспортной схемой - по большинству показателей занимает передовые позиции, включая «социалку». Он истинно по-хозяйски относится к вверенной территории. Развивается сельское хозяйство, в маленьких посёлках строятся бассейны, спорткомплексы! Конечно, там газовики помогают. Но ведь с ними тоже нужно выстроить отношения. А еще в Белоярском районе самое меньшее количество муниципальных чиновников на одного жителя. Администрации города Белоярского просто нет! Все её функции переданы в администрацию района. Экономия на содержании чиновников - 45 миллионов в год! И это, не считая затрат на строительство и содержание отдельного здания администрации. Но речь даже не только об экономии. Представьте, что у вас в дачном домике один хозяин, а на участке – другой. И им все время надо согласовывать действия. Неудобно. А белоярцы вовремя объединились. Функции не дублируются, ответственность распределена. И дело спорится.