Примерное время чтения: 3 минуты
157

В Югре прощаются с неперспективными сёлами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ-Югра 17/07/2013

Под одну гребёнку?

Российские реформы двух прошедших десятилетий вызвали отток населения из сибирской глубинки. Сегодня посёлки с численностью в сот-ню человек – норма для Югры. Большинство из них ввиду удалённости лишены тех или иных благ цивилизации. Строить и содержать инфраструктуру для нескольких десятков жителей – дорого, проще переселить. Однако переехать за казённый счёт село может, только если этого захотят все жители.

Экспериментальной площадкой стала деревня Ярки Ханты-Мансийского района. В неё переехали в полном составе жители села Базьяны и деревни Сухорукова. Для них возвели типовые двухквартирные дома. Но смерить всех одной мерой не вышло. «Даже старики были за переселение. Но когда увидели проекты – начались трудности, – рассказывает глава сельского поселения Шапша Любовь ОВЕРЧУКОВА. – Кого-то не устаивал размер земельного участка, кто-то требовал квартиру «как у соседа», хотя ему положено меньше. В снесённых Базьянах ещё стоит один дом – семья отказалась переезжать в «двухквартирник». Для неё строится отдельное жильё». И всё же переселение было своевременным – этим летом многие дома покинутых сёл стояли бы по окна в воде.

Терра ностра

Деревня Новинское Берёзовского района недавно тоже единогласно поддержала идею переселения в Игрим. «Есть много условий, за соблюдением которых следят надзорные органы – пожарная безопасность, водоснабжение, транспортная доступность – рассказывает зав. отделом администрации Берёзовского района Марина ШЕЛУХАНОВА. – Обеспечить всё это в Новинском не удавалось, поэтому муниципалитет стал продвигать идею переселения».

Переселять малые сёла выгодно. На переезд в Ярки ушло около 200 млн. рублей, а одна деревня Сухорукова ежегодно нуждалась в 330 млн. Новый микрорайон дал толчок к развитию «принимающей стороны», способствовал росту жилищного строительства за счёт создания гарантированного спроса. Но не приведёт ли чрезмерное увлечение интеграцией к запустению огромных территорий, потере культурного разнообразия и базы для сельского хозяйства? «Культуру коренного народа можно сохранить только на его земле, – уверена Марина Шелуханова. – Необходимо помогать ему в развитии исконных промыслов».

«В деревне Чембакчина живут около 20 человек, – рассказывает глава сельского поселения Цингалы Алексей КОЗЛОВ. – Но это не медвежий угол. Место благоприятно для создания курортной зоны. Уже сейчас горожане скупают свободные участки под «фазенды». Там можно и нужно развивать туризм. Но для начала нужна дорога». Жители работают на ферме местного предпринимателя. Летом продовольствие доставляет «плавучий магазин», зимой сами привозят по «зимнику». «Лет десять назад нам предлагали переезд, но народ возмутился, – рассказывает деревенский староста Андрей ДЖЕМБЕЕВ. – Свет есть, газ покупаем в баллонах. Грибы, ягоды, рыба – здесь есть всё! Это наша земля, и мы её любим».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах