Примерное время чтения: 4 минуты
219

В Югре создаётся Красная книга традиций

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ-Югра 30/10/2013

Любой житель Югры может предложить песню, танец или обряд. На место в книге претендуют обычаи ханты, манси, русских и… казаков.

Любо, братцы

Учитывая сегодняшнюю активность казачьего движения, неудивительно, что югорские казаки одними из первых заявили о желании сохранить свои обычаи. Возможно, в Красную книгу нематериального наследия Югры войдут так называемые «шермиции», что-то вроде кулачных боёв. Эти брутальные забавы наследники казаков устроили в минувшие выходные на улицах Нефтеюганска в рамках фестиваля «Сибирь казачья».

По словам участника фестиваля Артёма ОРЛОВА, шермиции помогали казакам поддерживать форму и формировать боевую этику. Шермиции устраивали в дни больших праздников, на свадьбах и даже после похорон – так молодёжь показывала, что готова занять свободное место в строю.

«Песням, танцам, обычаям казаков в реестре, конечно, найдётся место, – считает зам. директора творческого объединения «Культура» Елена ИСЛАМУРАТОВА. – Казачья культура пришла в Югру ещё с Ермаком и продолжала развиваться. Но несмотря на то, что сегодня у нас очень много казачьих сообществ, они почти не знают истоков культуры сословия. А нам бы хотелось привлечь их к изучению исконных традиций».

Тайные обряды?

В департамент культуры уже поданы заявки на русскую «вечёрку», которая бытовала в Сургутском районе, хантыйский танец «куренька» и мансийский медленный танец. Для каждого объекта будет создаваться отдельная комиссия из узких специалистов в области фольклора. Главные претенденты на включение в реестр – праздники коренных народов Югры Вороний день и Медвежьи игрища. По поводу Вороньего дня у экспертов вопросов не возникло. По словам начальника Белоярского филиала Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Тамары ПЯТНИКОВОЙ, раньше в Вороньем дне принимали участие только женщины и дети, а теперь этот запрет исчез, обряды проводят публично. Праздник считается одним из самых значимых в культуре обских угров, кроме того, он давно потерял сакральное значение. Зато вокруг Медвежьих игрищ разгорелись бурные дискуссии. Ряд исследователей считает, что не нужно вторгаться в духовную жизнь коренных народов, выставляя сокральные обряды на всеобщее обозрение.

«Если мы хотим сохранить культуру, мы должны немедленно начать оцифровку текстов и перевод на русский, – не согласен ведущий научный сотрудник Обскоугорского института прикладных исследований Тимофей МОЛДАНОВ. – Праздник исчезнет с последним носителем, который, даже если захочет, не сможет обработать колоссальный объём материала. С каждым годом содержание песен, сценок меняется, ведь меняются ценности народа. Более того, я считаю, что неплохо, если сокральные ритуалы узнают и другие люди, которые хотят с их помощью уйти от депрессии, получить успокоение».

Мысль о том, что ценные образцы народной культуры стремительно растворяются в буднях современной жизни, возникла давно, однако до сих пор на федеральном уровне не было правовой базы, которая бы позволила исследователям начать системную работу. «Ещё в 2003 году мы отправляли заявку на Медвежьи игрища в реестр ЮНЕСКО, однако тогда у организации не был ратифицирован договор с Россией, – рассказывает Елена Исламуратова. – Сегодня правовой акт о создании реестра принят уже на уровне региона, и это позволит исследователям по крупицам собирать то, что ещё можно сохранить».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах