Своего рода уже анекдот ходит в соцсетях. Приезжает иностранец в Югру, заходит в ресторан, а в меню: «Репа пареная», «Репа жареная», «Капуста квашеная», «Квас» и в отдельном самоваре «Самогон от бабки Агафьи». Будет ли этот анекдот отражать реальность после введения санкций на ввоз в Россию импортной продукции?
Прорвёмся!
В Югре около 9 тысяч продуктовых магазинов. Более 500 принадлежат торговым сетям. Здесь доля импорта составляет 35 %. «Мясо птицы у нас по большей части от отечественных «производителей». Ножки Буша не пускают на рынки даже страны ЕС, – рассказывает исполнительный директор ОАО «Юграторг» Сергей Чернов. – Из молочки завозим продукцию «Богдашки» и совхоза «Талицкий» – местные продукты очень востребованы. Плюс молочную продукция других российских производителей. Проблема может возникнуть с польскими яблоками, но есть Краснодар, Кавказ, Азия. Европейской рыбе тоже найдётся замена. Свинина из Европы уже запрещена из-за чумы. Мы рассчитываем на поставки мяса из Аргентины и Бразилии. Можем гарантировать, что наценка на наши продукты будет прежней, а цены на овощи и фрукты с осени снизим».
На прилавках – продукты из Свердловской, Омской областей, центральных регионов России. Югорский производитель поставляет на местный рынок 8.7% мяса, 4. 9% молока, 4% рыбы, 56% картофеля. Старожилы утверждают, что раньше были отменными урожаи капусты. Мы можем обеспечить себя овощами. Надо только рукава засучить. Были в истории округа и отличные свиноводы. Например, Иван Шепеленко из Нефтеюганска. Конечно, разваленное сельское хозяйство быстро не восстановишь. Но правительство РФ обещает поддержку. Часть предпринимателей не в восторге от санкций. По их мнению, среднему и малому бизнесу нанесли удар местные власти, когда впустили в Югру крупные федеральные торговые сети. «Сложная ситуация. Взаимодействие с местными производителями не налажено, федералы нам и тут дорогу перешли, да ещё и импорта не будет. Основная продуктовая линейка не пострадает, а вот о товарах премиум-класса придётся забыть», – считает предприниматель Андрей Шепелев.
Кто больше потерял?
Тема деликатесов особенно актуальна для крупных ресторанов Югры. Часть рестораторов считает, что можно и из местных продуктов шедевр приготовить. Другая часть вздыхает: европейские продукты ничем не заменишь. «Придётся уйти в традиционную русскую кухню. Готовить европейскую еду будет невозможно, пока поставщики не начнут предлагать мясо достойного качества и по европейским ценам», – резюмирует нижневартовский ресторатор Константин Загоровский.
Вопрос о цене – один из важнейших. «Мясо из Европы дешёвое. Себестоимость российской продукции выше. Найти молоко и мясо можно и на краю света, но по какой цене? Прежде чем что-то запрещать, надо научиться производить это самим», – заявляет жительница Ханты-Мансийска Юлия Важенина.
В правительстве округа уверяют, что сделают всё возможное, чтобы предотвратить рост цен. Специалисты департамента экономической политики будут ежедневно следить за ценами. «Продовольственной катастрофы не будет,- успокаивает депутат Сергей Великий. – Если чего и надо опасаться, так это контрафакта. Контролирующие органы должны быть бдительнее. В целом санкции положительно повлияют на развитие собственного производства. Эксперты дают на восстановление 2-3 года. Санкции – шаг политический. На вопрос: кто больше потерял, – ответ не нужен».
Здоровее станем!
Голодать не придется. Как запрет импорта отразится на сельском хозяйстве?
Жизнь после санкций. Изменятся ли цены на продукты питания?
Яблоки из Поднебесной. Чем Китай накормит Россию?