Малая Сосьва – это не только название заповедника в Советском районе. Это и приток Северной Сосьвы, на берегах которой с незапамятных времён жили манси. Легенда гласит, что представители одного из родов пришли сюда ещё в 16 веке с берегов Дуная, а потому и фамилию носят - Дунаевы. Именно этот род сыграл огромную роль в организации первого заповедника Югры.
«Железная леди» и шаманы
«Пращур с берегов Дуная здесь в тайге нашёл обитель. И фамилию такую получили все потомки, корни чьи в земле югорской», - это строки из стихотворного посвящения роду, написанного Надеждой Дунаевой. А в личной песне Фёклы Дунаевой перечислены имена всех предков.
Пожалуй, самой колоритной фигурой в этом роду стала Ефимья. Её чаще звали Афимкой или Ахимкой. Прожила она 110 лет и слыла женщиной властной и решительной. Это была прямо-таки «железная леди Сосьвы». Родом она из ивдельских манси. Её будущий муж, Василий Дунаев, познакомился с ней в одной из своих поездок в Ивдель и привёз на Тапсуй (приток Малой Сосьвы). Держала семья до полутора тысяч оленей! Василий жил в лесу и занимался охотой, а Ефимья сотрудничала с заезжими купцами - сдавала им в наём оленьи упряжки.
Купцы доверяли «железной леди» и оставляли ей для распродажи бытовые товары и продукты: чай, соль, крупы, муку, сахар - не было случая, чтобы стороны были недовольны. Купцы платили своей посреднице хорошо. Ефимья даже могла позволить себе покупать фарфоровую и серебряную посуду. Но, главное, Ефимья свято блюла неписанные законы местных аборигенов и следила за их исполнением.
Малая Сосьва – место, где жили, переплетаясь, мансийские (тапсуйские) и хантыйские (среднеобские) роды. Лидерами были шаманы. Самые «сильные» – Андрей Езин и его сын Николай. Рассказывают, во время Гражданской войны в Саранпауле разгромили колчаковцев. Уцелевшие попрятались в глухих урманах. Четверо набрели на избушку Андрея. Он гостей приютил. А когда колчаковцы уходили – расплатились с шаманом по-царски, золотом. По преданию, Езин хранил его в специальном сундуке под замком. Посторонним не показывал, да и сам не использовал. Николай охотничал и к золоту был, как и отец, равнодушен. С годами Езин старший ослеп, а Николай сильно простудился и умер. А золото исчезло куда-то, будто его и не было…
Верные друзья
Авторитет Дунаевых был непререкаем. Однажды, по какой-то надобности, пришёл к лабазам на священном месте Василий Васильев – первый директор первого в Югре Кондо-Сосьвинского заповедника. Нельзя было ему, иноверцу, там появляться. Семейства Анемгуровых, Дунаевых и Самбидаловых чуть не убили его. Но заступился за Васильева муж Ефимьи, Василий. Так завязалась крепкая дружба.
Многому научился первый директор у таёжников. И, прежде всего, чтить их неписанные законы. Недаром сшили ему в подарок бродни из осетровых шкур. Васильев, он же Васька – ойка, стал другом и наставником аборигенов. А они помогали ему в работе. Центральным кордоном стал Хангокурт, где жили три поколения Дунаевых. Удивительные люди дали истории Кондо-Сосьвинский заповедник по разведению и сохранению бобров и соболей.
Дворянин, эрудит Вадим Раевский; большевик Яков Самарин; зоолог из военного рода басков Василий Скалон; Евгения Дорогостайская – дочь профессора, создателя Лимнологической станции на Байкале, расстрелянного как противника советской власти; Кронид Грановский – ботаник и писатель; Зоя Георгиевская, имеющая за плечами дипломы двух институтов…
Простодушные люди тайги были экологами-проводниками и охотоведами, а новосёлы прививали им навыки огородничества, санитарии, деликатно старались бороться с предрассудками.
Больше всех аборигенов проработали в заповеднике Кирилл Дунаев и его жена Апполинария. Кирилл после ликвидации заповедника работал в охотпромхозе, егерем в Верхнекондинском заказнике, а с возрождением заповедника стал там инспектором лесной охраны. Кстати, именно ему принадлежит идея назвать заповедник «Малой Сосьвой». Апполинария была хорошей рыбачкой, охотницей, добывая за сезон до 16 соболей и 150 белок. Ей и премию дали не отрезом ткани или деньгами - подарили ружьё.
Продолжил династию Дунаевых Павел. Он стал хорошим промысловиком. Работает в заповеднике инспектором охраны, причём принял отцовский кордон. Каждое утро обходит территорию, отслеживает изменения и вносит их в дневник. Работа кропотливая и ответственная – пример служения природе и науке.
Роль заповедных территорий в России занижена, но армия настоящих рыцарей природы по-прежнему велика.
Павел с горечью осознаёт, что почти ушла в прошлое этничность коренных жителей Малой Сосьвы и старается хотя бы замедлить этот печальный процесс. Он играет на национальных инструментах, учится их делать, увлёкся резьбой по кости. Жена – Надежда – удмуртка, шьёт не только свою национальную одежду, но и коренных жителей Югры. Плетёт бисерные украшения. Дочь Анна закончила университет, и активно помогает родителям в сохранении культурного наследия аборигенов Малой Сосьвы. Дунаевы собирают их фольклор, исследуют исторические корни рода.