Два месяца как российские производители обязаны наносить на каждую упаковку мороженого двумерный матричный штрих-код DataMatrix. А с сентября правило распространится на всю молочку со сроком годности более 40 суток и бутилированную воду. Эксперимент с обязательной маркировкой проводится уже несколько лет. Список товаров, на которые наносят код, постепенно расширяется. Но и мошенники не дремлют.
Один товар на всю планету?
Решение об обязательной маркировке принято, потому что добрая часть продукции, которую производят в России и завозят из-за рубежа, поддельная. По новому ГОСТу DataMatrix должны наносить на упаковку или этикетки меховых изделий, табачной продукции, обуви и лекарств. Уже вступили в силу требования по фототоварам, шинам, покрышкам, парфюмерии, товарам лёгкой промышленности. Маркировка должна защитить покупателей от суррогата.
Пока же сотрудники Роспотребнадзора во время рейдов по югорским магазинам то и дело выявляют поддельные товары. Например, сигареты без маркировки и информации на русском языке – контрафакт чистой воды. Есть и более интересные случаи. «На пачке сигарет есть код DataMatrix, но выясняется, что она уже продавалась на территории не просто Российской Федерации, а земного шара. Скорее всего, подделан код. Это одна из схем: берут упаковку, копируют её и распространяют по торговым точкам. Ещё пример. Обувь. Код есть, но при его сканировании мы получаем информацию, что товар всё ещё продаётся, причём не на территории Югры», – рассказывает начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Югре Татьяна Хакимова.
На днях сотрудники прокуратуры и Роспотребнадзора проверили магазины в Покачах. В одном из них вещи продавались без маркировки. В другом вообще без документов. «Кроме того, выявлены факты реализации товара с использованием чужого товарного знака. Приняты меры к изъятию продукции из реализации и направлен запрос правообладателю. Будут приняты меры к привлечению виновного лица к ответственности», – говорит помощник прокурора г. Покачи Максим Зверенко.
В два клика
По сути, по коду DataMatrix покупатели могут в два клика на смартфоне узнать всю информацию о товаре при помощи бесплатного приложения «Честный знак». В эту централизованную государственную базу данных заносится информация о движении товаров от производства или импорта до продажи потребителю на кассе. В «Честном знаке» зарегистрировано уже около 270 тысяч компаний. И в эту систему невозможно добавить информацию о контрафактной продукции, чтобы придать ей легальный статус.
«Если вас что-то смущает, если вы видите какое-то несоответствие между реальностью и тем, что отражает система, вы тут же можете нажать на кнопочку «передать информацию», потому что несоответствие уже говорит о том, что это, возможно, контрафакт. Например, судя по маркировке, туфли белые, а фактически чёрные – это говорит о возможной подделке», – объясняет Татьяна Хакимова. Конечно, можно обратиться с жалобой непосредственно в Роспотребнадзор, но через информационную систему это быстрее и удобнее.
«Информацию, что на объекте что-то не то с тем или иным товаром, мы получаем непосредственно в информационной системе. Мы уже видим, уже отслеживаем и можем принимать те или иные процессуальные решения для того, чтобы исключить нарушение, – уточняет Татьяна Хакимова. – Мы продолжаем мониторинг, контролируем, но большую часть информации получаем от потребителей – людей, которые не хотят тратить деньги на подделки». Представители Роспотребнадзора обращают особое внимание на то, что без помощи покупателей выявить контрафактные или фальсифицированные товары и недобросовестных продавцов практически невозможно. Специалисты прогнозируют, что к 2024 году обязательная маркировка будет практически на всех товарах, которые продаются на российском рынке. Производители и продавцы легальной продукции получат конкурентное преимущество перед «пиратами» и смогут увеличить продажи.