Информация подобного рода чаще всего является засекреченной, но до поры, до времени. Например, факт существования самого закрытого военного города Ханты-Мансийского автономного округа Югорск – 2 в наше время уже никто не отрицает. Он давно стал историей, открытой для исследований.
Его история началась в 1965 году. Когда после полёта американского самолёта - шпиона Пауэрса верховным командованием СССР было принято решение перевести 763 истребительный авиационный полк, расквартированный под Пермью, в Югру. Этот далёкий гарнизон входил в состав уральской дивизии ПВО и был надёжным гарантом нашей безопасности многие десятилетия. Но в 1998 году был расформирован с весьма современной формулировкой «не рентабелен».
Первым делом самолёты…
Во время холодной войны по всей стране создавались щиты из истребительных полков. Целая сеть военных аэродромов протянулась по северу страны. Лётчики с Новой земли, Мончегорска, Амдермы, Норильска и Комсомольского-2 (такое название носил Югорск-2) выпроваживали «заблудившихся» вблизи наших границ зарубежных гостей.
«Когда американцы подлетали к нейтральным водам, взлетали самолёты с Карского побережья, располагавшиеся в Амдерме, следом наш Югорск-2 сажали «в готовность». Мы сидели в тесных кабинах даже в 45-градусный мороз. В унтах, высотно-компенсирующем костюме с гермошлемом и меховой курткой. Через 25 минут сменялись, потому что можно было замерзнуть до смерти, - вспоминает лётчик-истребитель, подполковник запаса Алексей Губин. - Главной нашей целью, в случае нападения неприятеля, были американские сверхдальние стратегические бомбардировщики-ракетоносцы B-52.
Они представляли особую опасность - несли на себе 24 ракеты с ядерными боеголовками и могли вместить даже 2 термоядерных бомбы. Ракеты, выпускаемые на высоте 600-700м., очень сложно было обнаружить нашими локаторами. Это возможно, когда «крылатая угроза» уже в 45 километрах от цели. Но ракета летит со скоростью 800 км в час и преодолевает это расстояние за 3 минуты… Поэтому в случае нарушения границы мы должны были открывать огонь на поражение.
Сейчас на севере не осталось истребительных полков, в Ханты-Мансийском округе нет ни одного истребителя, кроме тех, что стоят в Югорске на постаменте, как напоминание о былом величии. А самолёт B-52 всё ещё находится на вооружении в США. Просто холодная война закончилась. Но я считаю, что уважать можно только сильную страну, иначе она рискует стать нефтегазовой провинцией».
763-й считался истребительным авиационным полком второй линии. Сюда чаще всего попадали молодые лейтенанты из двух военных училищ: Ставропольского и Армавирского. Таких офицеров было 540. С собой они привозили совсем юных жён. «О чём я думала, выйдя замуж за лётчика в 21 год? Конечно, о любви, - вспоминает жена лётчика Светлана Иванова. – Но мы знали, что в сердцах наших мужей на первом месте всегда будет небо. Они его любили больше всего на свете, они обеспечивали тыл страны, а мы обеспечивали их.
Влюблялись на межинститутских дискотеках в красавцев в синей форме с первого взгляда, ехали за ними без оглядки в тайгу.… Я ни о чём не жалею. Часто говорят, что в небольших гарнизонах жёны офицеров устраивают настоящий гадюшник и тешат себя злыми сплетнями. У нас такого не было. Меня встретили очень приветливо. Мы ставили спектакли в доме офицеров, капустники. Но мы не только пели и плясали. Работали в медсанчасти, школе, магазинах, на складах, в пекарне, прачечной… 90-е годы были самыми тяжёлыми. Один за другим закрывались полки, самолёты резали на металл. Мужу не платили зарплату. Я не забуду выражение его лица, когда он приносил домой пару котлет из столовой, чтобы покормить наших детей. Это был его обед. В какой ещё стране могут позволять себе так обходиться с боевым пилотом высшей категории»?
Не поделили полосу
«Слухи о том, что закроют или нас, или авиаполк под Пермью, ходили долго, – вспоминает жена авиатехника Лариса Панина. - У пилотов это называется «не поделить полосу». Где-то за год до «конца» зарплату стали выдавать сухими пайками. Потом вообще всё прекратилось. У нас в городке служил бывший кладовщик Боря Гулиев, он открыл частный магазин, и в тяжёлые времена выдавал нам продукты под роспись. Мы потом много раз спрашивали, где та тетрадка, но он всегда молчал и улыбался.
А ведь были времена, когда в наши магазины пытались попасть любой ценой! Добывали пропуск всеми правдами и неправдами. В 70-е застойные годы наши магазины были забиты вещами и продуктами. Их доставляли транспортными самолётами прямо из Свердловска. Благо, наш аэродром мог принимать воздушные суда весом до 180 тонн. Говорят, мог выдержать даже посадку космического челнока «Буран». Сейчас плиты все до единой растащили или продали. Взлётная полоса стала лугом…»
В военном городке жило почти 3000 человек. Сейчас - 150 бывших офицеров с семьями. Производства в посёлке нет. На работу приходится ездить в Югорск – до него 12 км. Военный городок вошёл в состав этого города как отдельный микрорайон. Автобус приходит сюда раз в час. «Власти говорят, что до нас ездить не рентабельно: пассажирооборот не окупает себя, и хотят поднять цену на проезд с 15 рублей до 30, - сетуют жители. - Счетоводы сверху подсчитали, что нас накладно содержать как гарнизон, теперь накладно содержать как микрорайон. А мы уехать не можем по программе обмена - кому нужны квартиры здесь? В своё время губернатор Филипенко трижды приезжал к нам разбираться по жилищному вопросу, вроде и план переселения был, но все разговоры умолкли в кризис. Теперь мы – один из спальных районов Югорска, с проблемами местного значения».
На задворках жизни
Ещё одна проблема – наркоманы, что обжились в зданиях опустевших каменных казарм. Их шприцы и следы костров можно найти легко. Жители пытаются гонять непрошенных гостей, но не справляются. «На весь микрорайон у нас 1 участковый, который имеет «нарезку» ещё и в Югорске, когда ему везде успеть», - разводят руками бывшие офицеры. «А вы знаете песню «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес - Советский Союз»? – Спрашивает меня пожилая женщина на остановке и тут же отвечает: «Так вот это про нас. У нас нет улицы. Почтовый адрес пишется так: город Югорск. Микрорайон Югорск-2. Дом 1. У моего сына были большие проблемы с налоговой, когда он пытался открыть своё дело. Там не могли поверить, что улицы нет».
После распада Советского Союза были утеряны (или подарены?) сотни истребителей, стоившие миллионы рублей. Часть пошла «под нож», другие устарели и были, в лучшем случае, частично модернизированы. Сейчас на территории Югры находятся лишь 2 роты радиолокационных войск ПВО. Они следят за небом и, увидев угрозу, сообщают об этом в центр армии. В этом году во второе воскресенье апреля офицеры ПВО и бывшего 763-го полка отмечали профессиональный праздник - День войск противовоздушной обороны. Вспоминали прошлое, рассуждали о будущем. О том, сколько профессионалов наши реформаторы оставили на задворках жизни… Может, надеются, что войсковая ПВО, сокращённая до предела, лет через 15 вымрет вместе со своими проблемами?