Проект проекту рознь
99% установленных в городе объектов наружной рекламы – незаконные. Такое шокирующее заявление сделал в письме депутатам думы Сургута директор городского департамента архитектуры и градостроительства Алексей ФОКЕЕВ в ответ на их запрос.
Как это случилось, и почему «вдруг»?
Всё началось с федерального закона о рекламе, принятого в 2006 году. Он ограничил пятью годами период действия договоров между собственниками земли и предпринимателями-арендаторами на установку рекламных конструкций. Это карт-бланш для органов власти, позволяющий без шума и пыли наводить порядок на городских улицах. Устраивает щит – заключат новый договор, не устраивает – снесут. Сургутских чиновников не устроили почти все щиты – не соответствуют новым ГОСТам. В 2012 году в Сургуте планировали снести 206 придорожных рекламных конструкций. Один из подрядчиков выполнил задание лишь в отношении 58 щитов, другой вовсе не стал исполнять муниципальный контракт. Причина проста: работе мешают предприниматели, не желающие терять доходный бизнес. Они начали тихую войну. «Партизанят» по-разному. Автомобиль одного из исполнителей залили краской, подъезды к конструкциям, которые собирались снести подрядчики, блокировали машинами. Используют и другие, более цивилизованные способы. Например, обращения в суд.
А департамент архитектуры ищет поддержки у депутатов – хочет обязать демонтировать рекламные щиты муниципальное предприятие «Горсвет». Видимо, надеется, что представители светлых сил не убоятся владельцев тёмных внедорожников…
По идее, во всех городах России сейчас должны идти точно такие же «рекламные войны». Но нет!
«Я ознакомился с новым проектом размещения средств наружной рекламы в Тюмени, – говорит председатель правления Ассоциации рекламных агентств Сургута Дмитрий КАРАНИНСКИЙ. – Из 5 тысяч конструкций там оставляют половину. А в Сургуте, согласно проекту городского департамента архитектуры, хотят сохранить всего 8 щитов! Кстати, их электроснабжение документом не предусмотрено, а рекламу необходимо освещать. Проецируя на нас тюменский опыт, из 1200 придорожных щитов и перетяжек допустимо оставить в действии около шестисот. Там, где нельзя поставить большую конструкцию, можно установить маленькую. А чиновники этим не озаботились.
Сложившуюся ситуацию я могу объяснить только их непрофессионализмом. Наша ассоциация обратилась к главе города с предложением создать рабочую группу по проблеме, даже готова оплатить создание новых проектов размещения средств наружной рекламы на улицах города. Надеюсь, здравый смысл победит».
Ищи, кому выгодно
Возможно, рекламное поле «зачищают», чтобы освободить место для чьего-нибудь бизнеса. Дмитрий Каранинский не исключает такой причины.
«Почему одни щиты сносят, а другие – нет?» – задаётся вопросом менеджер одного из сургутских рекламных агентств Виолетта МАЗИНА. И делает предположение: «Возможно, с одними рекламистами у администрации более тёплые отношения, чем с другими».
Кстати, о выгоде. По данным сургутской Ассоциации рек-ламных агентств, 1200 средств наружной рекламы дают муниципальной казне около 30 млн. налоговых поступлений в год. А с 8 щитов городской бюджет получит в лучшем случае 300 тысяч, считают специалисты-рекламщики. Гораздо больше администрация рискует выплатить по судебным искам в пользу предпринимателей. Умеренное же сокращение чис-ла конструкций даст повышение спроса и, соответственно, рост расценок на рекламу. В той же Тюмени щитов станет вдвое меньше, а городской бюджет денег не потеряет. Но тотальная «прополка» губительна для бизнеса и невыгодна для муниципалитета.
Ещё одно предположение – утопическое: Сургут очищают от рекламы, чтобы не раздражать население города. Представим: больших щитов и растяжек не стало, никто не рекомендует настоятельно купить ненужную вещь или услугу – красота, да и только! Но реклама – двигатель торговли, без неё никак. Если не будет законного места под рекламу, предприниматели в считанные дни превратят заборы и фасады домов в лоскутные одеяла неконтролируемой «мелочёвкой». «Крупная рыба» рекламного бизнеса – на виду и подконтрольна, для установки одного придорожного рекламного щита требуется около полутора десятков разрешений от разных ведомств. В то же время никто не ловит и не наказывает расклейщиков объявлений, которым уборщики подъездов давно прочат места в адском пекле. Да, реклама порой уродует город, но в Сургуте борьба за порядок оборачивается борьбой с самыми законопослушными участниками этого рынка.
P.S. К сожалению, из департамента архитектуры и градостроительства администрации Сургута так и не ответили на запрос редакции о городской ситуации в сфере регулирования рекламы.
Кстати
Портал AdMe.ru провел исследование российской рекламы. Вместе с креативными директорами из США, Европы и Азии, которым на рецензию были высланы рекламные блоки с федеральных телеканалов, он определил главные проблемы этой сферы.
Эксперты считают, что в современной российской рекламе – немало проблем. Во-первых, штампы – счастливые идеальные семьи, пластмассовый позитив и улыбки, не сходящие с лиц во время пользования рекламируемыми продуктами. Во-вторых, нежизненность: персонажи говорят так, как никто никогда не говорит, ведут себя неестественно. Третья беда – «запудривание мозгов» вроде «в этом йогурте живет уникальная бактерия, и только она поможет быть здоровым». Даже на федеральных каналах, по мнению иностранных специалистов, в глаза бросаются непрофессио-нализм создателей рекламы, главенство вкуса заказчика над креативом, нестройное законодательство.