
В Югре, крае лесов и болот, сложно строить автодороги, километр порой обходится в 30 млн. руб. Реки, как в древности, – надёжный и часто единственный способ передвижения. Пассажирскими речными маршрутами в Югре охвачено 83 поселения.
Отмели – ямы наоборот
Как и автотрассы, «синие дороги» нуждаются в уходе и содержании. Воды югорских рек несут много песка. В местах расширения русла течение замедляется, и песчинки падают на дно, образуя отмель, которая опасна для судов, как яма для автомобиля. Поэтому наши речки особо нуждаются в постоянной проверке и чистке. Этим занимается служба путевого хозяйства. Реки находятся в федеральном ведении. Из бюджета России финансируется лишь обслуживание магистральных – Оби и Иртыша. Но из 400 тыс. пассажиров, что пользуются в Югре водным транспортом ежегодно, более 330 тыс. передвигаются по Казыму, Конде, Ляпину, Горной Оби и прочим боковым и малым рекам. Если их забьёт песком, перевозки прекратятся, а жители будут отрезаны от мира.
Югорские власти выделяют средства на отдельные работы по содержанию таких рек, хоть и не обязаны этого делать. Так, к пос. Приобье флот будет курсировать до глубокой осени благодаря тому, что расчищена Алёшкинская протока (это стоило около 20 млн.).
Сегодня в Югре используются все реки, пригодные для судоходства и где есть потребность в перевозках, считает Алексей БАРЫШНИКОВ, нач. окружного управления водных путей и судоходства. «Надо продолжать обследования. Когда какие-то участки маршрутов становятся непроходимыми, наши сотрудники ищут новые протоки, рукава – и бывает, находят! – говорит Дмитрий ИВАНОВ, нач. отдела пассажирских перевозок ОАО «Северречфлот». – В межсезонье выручают суда на воздушных подушках, но они не могут быть полноценной заменой. Недороги в обслуживании, но менее надёжны, требуют подстраховки».
«Пассажирских перевозок по воде у нас нет, – объясняет Наталия ВОЛЧИХИНА, глава пос. Светлого Берёзовского р-на. – Неоднократно обращались к районным властям (а те – к окружным) с просьбами об обследовании русел р. Пунги и Малой Сосьвы, о выделении судов на воздушной подушке для перевозок. В межсезонье и летом приходится лететь вертолётом: «Светлый-Игрим» – 1050 руб., 2 р. в неделю, «Светлый-Берёзово» – 1330 руб., 1 р. в неделю. Когда нет зимников, люди ездят лишь по неотложным делам, остальные поездки откладывают на зиму».
Деньги решают многое
При такой затратности и цены на билеты должны быть высоки. Но тогда перевозки станут недоступными для селян. Поэтому цены втрое-вчетверо ниже реальной стоимости – это обеспечивают окружные субсидии. К примеру, от Берёзова до Приобья взрослый может доехать за 766 руб., ребёнок – за 383 руб. Но и это доступно не всем. «Болчары, Мортка и другие поселения в наших краях доступны лишь по воде, – говорит Леонид ЕФИМОВ, зам. главы администрации Кондинского р-на. – Расписание отточено годами и устраивает население. Но средняя зарплата кондинцев – самая низкая в Югре, и цены на билеты хорошо бы сделать чуть пониже».
Иногда внутрирайонные перевозки субсидируются и из местных бюджетов.
Впрочем, на частников такие меры не распространяются. А ведь с субсидиями перевозка автотранспорта на паромах (этим нередко занимаются предприниматели) была бы дешевле, чем 3-5 тыс. руб. за 100 км, как сегодня.
«Также нужно обновлять флот, – продолжает Леонид Ефимов. – У нас курсируют пароходы «Заря» – им больше, чем полвека». «Не жалеем средств на ремонт, но материальная база «Северречфлота» стареет, – объясняет Дмитрий Иванов. – Коллеги на Ямале недавно приобрели два новых теплохода А-145 – в салоне у них удобно, как в «Боинге». Мы пока от «Метеоров» не можем отойти».
Исправность – залог безопасности
В июне на Северной Сосьве затонула баржа. Оказалось, ещё в апреле судно запретили использовать, – днище протекало. Но профессионализм и ответственность экипажа важны не меньше. Пьянство капитана недавно привёло к крушению теплоход «Полесье» в Омской области, трагедия унесла шесть жизней. Кадровую нехватку ощущают все перевозчики. «Зарплаты хорошие, но стоит специалисту обзавестись семьёй, и он вскоре уходит на берег – не устраивают сезонность работы, трудности карьерного роста, – сетует Дмитрий Иванов. – Если моторист хочет повысить квалификацию, вырасти до капитана – должен со скоростного перейти на водоизмещающий флот. Это потеря в деньгах. Пройдя там все «ступеньки», можно вернуться на скоростной. Прежняя, штурманская система обеспечивала непрерывность роста – сегодня её нет, а стоило бы вернуть законодательно».
В сфере водного сообщения «стрелки» сходятся на федеральных властях. Нужны ли им малые реки вместе с тысячами живущих на их берегах жителей – или шутка про «замкадье» недалека от истины?
Реки без чистки мелеют
Алексей БАРЫШНИКОВ, нач. окружного управления водных путей и судоходства:
Пассажирские перевозки, северный завоз, нефтегазопроводы требуют обслуживания, а самый эффективный в этом смысле – водный транспорт. И развитие югорского туризма без него немыслимо. Но ситуация нерадужная. С 1993 года резко сократилось финансирование обслуживания водных путей. Глубины по сравнению с 70-80 гг. упали в 1,5-2 раза, что ограничивает судоходство. На речные работы не хотят тратить деньги – мол, перевозок мало. Но, будь там 5 судов или 105 – а глубины и безопасность судоходства надо обеспечить всем!
Округ не вправе финансировать развитие водных путей – это федеральные полномочия. Десять лет окружные власти обращаются к центру: не можете обслуживать – отдайте региону! Но безуспешно. Остаётся только помогать нам с реками регионального значения. Надо, чтобы водные пути были не дотационными, а приносили пользу. Для этого нужны долгосрочные вложения.
Рано или поздно во весь рост встанет проблема засорения русел рек. Ведь суда, грузы тонут. Третий сезон подряд ведётся расчистка Самаровской протоки в Ханты-Мансийске. Но эту работу следует вести в масштабе округа, также с участием окружного бюджета, – муниципалитетам дорогостоящие работы не по плечу.
Александр БАЙКОВ, учредитель, зам. директора транспортного предприятия:
В 2004 году в Берёзовском р-не была неразбериха с паромными переправами: кто ни начнёт, бросает – нерентабельно. А потребность была: везти на большую землю и обратно автомобили, грузы. Мы с соучредителем начали с теплохода и баржи.
Сегодня у нас 6 единиц самоходного, 6 несамоходного речного транспорта. Жители района на 100% обеспечены сообщением с большой землёй – в том числе и нашими стараниями. На реке не получишь «быстрых» денег.
Но для нас главное, чтобы потребители были довольны, а не рентабельность (хотя в убыток, работать не будем). Народ Севера не стал богаче, мы стараемся не поднимать цены.
Частному бизнесу в этой сфере развиваться трудно. Больше стало контрольных органов, проверок. Год назад оформляли одну страховку, теперь – несколько, по евростандарту: жизней пассажиров, экипажа, плавсредств, грузов.
Трудно найти специалистов, которым можно доверить дорогостоящие грузы: приходится заманивать хорошими зарплатами из других регионов.
Андрей БЕЛЯЕВ, первый зам. директора Департамента дорожного хозяйства и транспорта Югры:
Развитие водного транспорта в Югре обеспечивается за счёт реализации мероприятий окружной программы развития транспортной системы на 2011-2013 гг. и период до 2015 г. Выделяются субсидии перевозчикам, обслуживаются боковые и малые реки, суда оснащаются оборудованием ГЛОНАСС. За счёт средств областной программы «Сотрудничество» строится авторечвокзал в Берёзове, для удобства ожидающих пассажиров поставляются мобильные павильоны и плавучие понтоны. Планируется построить причал в Приобье, приобрести грузопассажирский паром для кондинцев, модернизировать пассажирские суда на воздушной подушке.
Основная проблема в югорских водных перевозках – маловодные периоды навигации. Так, в 2012 г. из-за низких уровней воды досрочно прекращено обслуживание маршрутов в Сургутском и Берёзовском районах («Сургут-Угут» и «Игрим-Сосьва-Саранпауль»). Но стоит отметить, что благодаря профессионализму плавсостава в прошедшую навигацию аварий не случилось.
Северный завоз – поставка по воде в период навигации продуктов питания, сырья, стройматериалов. Он касается Берёзовского, Белоярского, Кондинского, Нижневартовского, Октябрьского р-нов.
Завоз продуктов питания – забота предпринимателей, лишь администрация Белоярского р-на проводит аукцион по объединённой заявке на товары первой необходимости.
На то, чтобы северный завоз топлива (каменного угля – в 19 населенных пунктов, нефтепродуктов – в 10) завершился к середине июля и не был сорван низкими уровнями воды, правительство Югры выделило 400 млн. руб.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть