В России, как считают эксперты, необходимо полностью обновить скоростной пассажирский флот. Большинство эксплуатируемых судов были построены более 30 лет назад, они устарели технически и не могут до конца отвечать всем требованиям безопасности.
Операция реновация
Власти Югры реновацию флота начали несколько лет назад, когда заказали в Нижнем Новгороде у Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) по судам на подводных крыльях им. Алексеева новые «Валдаи». В 2019 году их спустили на воду. Решение о реновации понятно. Регион у нас водный, здесь множество озёр, рек, включая Обь и Иртыш. Вместе они составляют самый протяжённый водоток в России. Расстояния между населёнными пунктами в округе огромные: в летнюю навигацию добраться до многих поселений можно лишь по воде. А путешествуют жители региона в основном на старых «Линдах» и «Метеорах». Последние – легенды советского судостроения. Быстрые, манёвренные суда на подводных крыльях. Они прекрасно себя зарекомендовали, и округ заказал Нижегородскому конструкторскому бюро сразу два современных «Метеора 120Р». Первое судно появилось в Югре в октябре прошлого года, второе было представлено на Петербургском международном экономическом форуме – 2022. К нам оно прибудет только осенью. «Метеор 120Р» имеет два дизельных двигателя, что позволяет развить среднюю скорость до 65 км в час. Салоны вместительные, есть места для маломобильных людей, установлены кондиционер и телевизор, стоит защита от вибрации. Инженерные системы объединены в единую информационную цифровую сеть – управляется судно с помощью искусственного интеллекта. «Совершенно свободно выдерживает шторм, идёт на крыле при полутораметровой волне в 2,5 метра в водоизмещающем режиме. Шумность – как будто вы едете в хорошем Rolls-Royce и ничего не слышите. Это прекрасный, умный цифровой корабль», – рассказал генеральный конструктор АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» Георгий Анцев.
Два теплохода, по информации администрации окружной столицы, будут ходить навстречу друг другу по маршруту Ханты-Мансийск – Берёзово. Его протяжённость почти 600 километров. Стоимость билета до крайней точки в одну сторону – чуть более двух тысяч рублей для взрослого человека.
Два хорошо, но четыре – лучше
А на днях в Зеленодольске в Республике Татарстан на воду спустили ещё одно скоростное пассажирское судно на подводных крыльях (СПК). Это тоже «Метеор», но другой модификации – «Метеор-2020» проекта 03830. Этот инновационный СПК был создан на судостроительном заводе им. А.М. Горького специально для Югры и Обь-Иртышского бассейна.
Изначально, ещё во времена СССР, серийный выпуск «Метеоров» был налажен именно здесь, в Татарстане. Заводом было построено порядка 400 таких судов, однако к 2007 году производство свернули. И вот в прошлом году предприятие решило его возродить. Первый заказ на два судна Зеленодольск получил от Югры. Стоимость контракта, по информации ugra-news.ru, – 1,25 млрд рублей.
«Метеор-2020» стал победителем европейского конкурса промышленного дизайна EPDA. Однако не только красотой отличается он от нижегородского соперника – «Метеора 120Р». Он шире, у него уменьшена осадка, он может двигаться по мелководью и приставать к необорудованному берегу. Дизайнеры улучшили и условия пребывания на борту. «Будут развёрнуты полноценные каюты для экипажа, что позволит ходить в дальнее многочасовое плавание на расстояние свыше тысячи километров. Повышенное внимание уделяется именно комфорту, организации питания на борту и условий для отдыха», – приводит «Российская газета» слова главного инженера проекта «Метеор-2020» Петра Ежова.
Вместительность салона – 122 пассажира. Есть места для инвалидов и матерей с младенцами, WI-FI, багажное отделение, закрытые полки для ручной клади. Во время длинных путешествий пассажиры смогут прогуливаться по корме – там открытая площадка. По периметру корабля расположены видеокамеры, к которым можно подключится и любоваться пейзажами, не выходя на палубу.
Испытание судна пройдёт на реке Кама. За штурвал «Метеора-2020» встанет Роман Лизалин, тот самый, который спасал туристов с потерпевшей крушение «Булгарии» в 2011 году.
Югорчанам уже интересно сравнить теплоходы. «Пока заметны отличия только во внешнем виде. Говорят, что «Метеор-2020» меньше потребляет топлива. Хочется увидеть данные по его расходу», – пишут жители округа в социальных сетях.
Стоимость двух «Метеоров - 2020» – 1,25 млрд рублей
Оправданы ли траты?
Все четыре «Метеора» обошлись региону в кругленькую сумму. «Затраты оправданны. Например, до некоторых труднодоступных поселений в Ханты-Мансийском и Нижневартовском районах приходится добираться водным транспортом по 6 часов. Поездив, понимаешь, в каких условиях люди едут домой или к родственникам. С точки зрения улучшения комфорта это необходимо, – считает депутат думы Югры Виктор Сысун. – Можно ли было приобрести подешевле? Посмотрите, какие цены на рынке. У нас «УАЗ Патриот» стоит 3,5 млн. А тут мы покупаем «Метеор», который будет на регулярной основе перевозить большое количество людей. Экономить на этом не стоит».
«Потребность есть, безусловно. По рекам плавают устаревшие «Метеоры» ещё советских времён, хотя они тоже, безусловно, качественные красавцы. Путешествия по рекам востребованы не только для переезда из одного пункта в другой. Люди сейчас ещё и просто хотят посмотреть Югру», – говорит депутат окружного парламента Леонид Михалко.
Лучше всего оценить перемены могут, конечно же, люди – жители тех самых труднодоступных посёлков и деревень. «Мы ездили до деревни Елизарово на стареньком «Метеоре». Судно всегда забито битком. Комфорта мало, ход у судна жёсткий, ощущение такое, будто по старой бабушкиной стиральной доске катишься. А недавно купили билеты на новое судно. Это как небо и земля! В салоне просторно, удобные кресла, есть даже небольшое кафе. Салон – как в самолёте», – делится впечатлениями жительница Ханты-Мансийского района Ирина Вихорева.
Обновление флота в регионе продолжится. К слову, теплоход «Николай Пирогов» – единственный полноценный плавучий лечебно-диагностический комплекс в стране – совсем скоро обретёт «брата». В регионе будут работать сразу две плавучие поликлиники.
Технические характеристики
«Метеор-2020» |
«Метеор 120Р» |
Длина – 36 м |
Длина – 35,8 м |
Ширина – 11 м |
Ширина – 9,3 м |
Осадка – 2,05 м |
Осадка – 2,35 м |
Пассажировместимость – 122 человека |
Пассажировместимость – 120 человек |
Экипаж – 6 человек |
Экипаж – 6 человек |
Скорость – 75 км/ч |
Скорость – 65 км/ч |
Продолжительность рейса – 13 часов |
Продолжительность рейса – 13 часов |
Дальность хода – 700 км | Дальность хода – 700 км |
Информация с сайта: severflot.ru, www.korabel.ru