Примерное время чтения: 6 минут
98

Удобно и безопасно. Югра в числе пилотных субъектов по созданию семейных МФЦ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ-Югра 08/11/2023
Семейные МФЦ должны сделать жизнь югорчан проще.
Семейные МФЦ должны сделать жизнь югорчан проще. freepik.com

Югра много лет удерживает лидирующие позиции в топ-5 рейтинга качества жизни. Активно продолжается работа по внедрению регионального социального стандарта – это часть Национальной социальной инициативы Агентства стратегических инициатив (АСИ). Предполагается, что семейные многофункциональные центры (МФЦ) повысят качество услуг и их доступность.

Почему мы?

На международном форуме в Ханты-Мансийске «Развитие человеческого капитала в новой экосистеме государственного управления» специалисты автономного округа представили результаты проектировочной сессии по лабораториям регионального социального стандарта.

«Общая тема форума – как современную экосистему государственного управления сориентировать максимально доброжелательно по отношению к человеку, а человека – на восприятие этой системы, чтобы он видел не барьер, а платформу, на которой удобно и безопасно», – отметила губернатор Югры Наталья Комарова.

«Сегодня в мире показателем уровня жизни выступает не только и не столько ВВП или объём инвестиций. Мы в том числе говорим и о показателях, оценивающих удовлетворённость граждан социальной сферой, средой, возможностями для самореализации, – пояснила генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева. – Социальный стандарт – это достаточно высокая планка для регионов в плане того, как работать с приоритетами совместно с жителями, бизнесом в социальной сфере, на что делать ставки, какая потребность существует в социальной сфере, какие проекты стоит запускать и какие ресурсы использовать».

По мнению губернатора, человек со своей проблемой должен обращаться к специальному социальному координатору.

«Мне, как гражданину, неважно, как именно оказывается поддержка, через какое агентство или фонд. Я начну это воспринимать только тогда, когда мне помогут. Всё работает очень просто для человека, если он взаимодействует только с социальным координатором, который и будет бегать по всем кабинетам и знать всю инфраструктуру. Человек никого больше не должен знать, кроме этого социального координатора», – прокомментировала один из представленных на форуме проектов Наталья Комарова.

От заявления до результата

Наш регион как топовый по показателю качества жизни стал платформой для создания новой структуры, которая должна сделать жизнь югорчан проще. Эта структура – семейный МФЦ. По мнению организаторов, проект должен модернизировать структуры социального обслуживания исходя из потребностей семей с детьми. Семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию, сможет получить в центре комплекс необходимых услуг в режиме одного окна.

«За семьёй будет закреплён специалист. В его задачу будет входить решение вопросов, с которыми семья обратилась. То есть один специалист будет сопровождать заявителя от подачи заявления до получения конечного результата. В МФЦ может обратиться совершенно любая семья. Поводы могут быть разными. Например, вопросы воспитания детей, организация программы реабилитации, адаптации, получение или обмен жилья. В современных программах помощи, которые предлагает семейный МФЦ, главное, чтобы получение социальных услуг было понятным и удобным. Это позволяет персонифицировать процесс оказания услуги, исключить дублирование действий других социальных учреждений. А также мотивировать граждан на проактивный формат решения – это умение расставлять приоритеты и принимать ответственность за свою судьбу. В семейном МФЦ для семьи должна быть создана благоприятная, комфортная обстановка. Обстановка комфорта – ключевое слагаемое успеха в сопровождении семьи в семейном МФЦ», – рассказывает директор Сургутского центра социальной помощи семье и детям Галина Ронжина.

По задумке организаторов, произойдёт расширение спектра услуг.

«Благодаря цифровизации, которая в Югре на высшем уровне, многие барьеры, которые были между жителями и властью, просто растворились. При создании семейных МФЦ мы руководствуемся нацпроектом «Демография», поэтому для создания удобств в получении всех социальных услуг будет совершенствоваться единая цифровая платформа», – отметила Галина Ронжина.

Где откроют семейные МФЦ?

Семейные МФЦ создаются на базах бюджетных учреждений, подведомственных департаменту социального развития Югры: это Ханты-Мансийский центр содействия семейному воспитанию и Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям.

Как рассказала ugra.aif.ru заведующий отделением Ханты-Мансийского центра содействия семейному воспитанию Яна Черевичко, семейный МФЦ – это единый центр помощи семье, включающий комплекс необходимых услуг от государственных учреждений, общественных и благотворительных организаций.

«В отличие от привычного нам МФЦ, семейный направлен не только на содействие в решении документальных вопросов. Главной целью нашего семейного МФЦ является улучшение качества жизни семей с детьми и оказание информационной, психологической и юридической поддержки», – отмечает Яна Черевичко и подчёркивает, что в СМФЦ основное внимание уделяется правильной маршрутизации семьи, чтобы получение социальных услуг было понятным и удобным. Это позволяет максимально персонифицировать процесс.

Яна Черевичко рассказала, как будет выглядеть первый в окружной столице семейный МФЦ.

«В центральной части Ханты-Мансийска на улице Пионерской, в доме 46. Это очень удобно, так как это практически центр города. Добраться до нас можно как пешком, так и на любом транспорте. В помещении будут предусмотрены зоны информирования и ожидания, оборудованы детские комнаты, зоны цифровых сервисов. По принципу одного окна будет работать отделение первичного приёма, специалисты которого занимаются оперативной обработкой обращений, ориентируют семьи в получении социальных услуг. Есть отделение экстренной психологической помощи и экстренного реагирования, отделение оказания социальных услуг и социального сопровождения», – уточняет Яна Черевичко.

Специалисты уверены, что комплексный подход к проблемам семьи, а также плотное межведомственное взаимодействие с другими организациями и структурами города помогут оперативно и качественно разрешить практически любую трудную жизненную ситуацию. Акцент в работе семейных МФЦ сделан на межведомственное взаимодействие. Большинство документов и справок, подтверждающих права на получение услуг, сотрудники центров могут запрашивать у представителей смежных ведомств без участия граждан.

Семейные многофункциональные центры обеспечат современный комплексный подход к социальному обслуживанию и сопровождению семей с детьми, нуждающимися в поддержке. Это приём граждан в режиме одного окна при обращении по самым разным проблемам: диагностика ситуации, разработка индивидуальной программы предоставления социальных услуг, консультации различных специалистов, мониторинг эффективности программы помощи. Эти и множество других социальных сервисов будут доступны для семей в одном месте – в семейных многофункциональных центрах. В дальнейшем опыт их работы будет тиражироваться в других муниципалитетах.

В интересах семьи

Клиенты СМФЦ – это семьи с детьми; молодые семьи, многодетные, неполные, малообеспеченные; семьи, воспитывающие ребёнка-инвалида; замещающие семьи; молодые семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации; семьи участников специальной военной операции.

Обратиться в семейный МФЦ может любой человек из вышеуказанных категорий, готовый взаимодействовать со специалистами центра для решения своей трудной жизненной ситуации. На квалифицированную всестороннюю поддержку может рассчитывать любая семья с детьми, обратившаяся в семейный МФЦ.  Именно в интересах семьи – не детей или родителей, а всей семьи как единого сообщества близких людей – строят свою работу специалисты.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах