Аргументы и Факты
ugra.aif.ru
16+
Югра
Аргументы и Факты
ugra.aif.ru
16+
Югра
Примерное время чтения: 6 минут
120

Под контролем. В Югре реализуют нацпроект «Экологическое благополучие»

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 29. АиФ-Югра 16/07/2025
Предприниматели увидели в переработке мусора перспективную нишу бизнеса и уже включились в работу.
Предприниматели увидели в переработке мусора перспективную нишу бизнеса и уже включились в работу. Фонд развития Югры

Одно из важных направлений нацпроекта – создание инфраструктуры для организации системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). До конца 2028 года в автономном округе должны построить четыре полигона, где мусор будут не только сортировать, но и частично перерабатывать.

Когда начнутся стройки?

Ситуация со строительством инфраструктурных объектов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами сдвинулась с мёртвой точки. На прошедшем недавно заседании межведомственной рабочей группы заместитель губернатора Наталья Огородникова сообщила, как в мае и июне этого года шла реализация мероприятий, которые входят в дорожную карту нацпроекта «Экологическое благополучие».

Региональная программа по запуску инвестиционных проектов в этой области была утверждена в декабре прошлого года. Речь идёт о строительстве четырёх межмуниципальных полигонов, которые должны быть запущены в эксплуатацию в ближайшие три года. Объекты создаются с помощью механизма концессий с бизнес-структурами. По информации вице-губернатора, в ближайшее время будут изменены условия концессионных соглашений по строительству полигона на территории Нижневартовского района. «Концессионное соглашение было заключено ещё 13 февраля 2020 года, но, к сожалению, строительно-монтажные работы по нему не были начаты. Связано это с тем, что земельный участок, переданный концессионеру, оказался заболоченным. Требовались серьёзные инженерные обследования. В результате стоимость, установленная в 2020 году, конечно, существенно изменилась», – рассказала Наталья Огородникова. Пришлось пересматривать конечный порядок цифр и согласовывать его с Федеральной налоговой службой. Из концессионного соглашения будет исключено строительство подъездной дороги к полигону, которое также увеличивает общую стоимость объекта. Таким образом, теперь ничего не должно помешать старту возведения полигона уже в этом строительном сезоне. Согласно окружной программе, полигон будет обслуживать потребности Нижневартовска и Мегиона, а также Нижневартовского района.

Подобный объект должен появиться недалеко от Сургута. Он будет обслуживать потребности собственно города, Сургутского района и Когалыма. Причём этот полигон будет меньше, чем предполагалось изначально, за счёт сортировки и развития переработки.

Третий объект будет построен вблизи Ханты-Мансийска. Сейчас проектно-сметная документация находится на стадии согласования и утверждения в федеральных органах.

Потребовала особого внимания ситуация с полигоном в Нягани. Предполагалось, что его строительство начнётся уже в мае. Но, как показала проверка, концессионер на площадку так и не вышел, работы на объекте не ведутся.

Со стороны окружного правительства были выполнены все условия договора. Концессионер в ответ на запрос сослался на отсутствие финансовых возможностей для реализации инвестпроекта, поскольку он до сих пор не получил средства льготного займа от Российского экологического оператора.

«Мы также делали запрос в ППК РЭО. Компания планирует предоставить средства, но дата не обозначена. Поэтому ситуация вызывает озабоченность», – пояснила Наталья Огородникова. По мнению рабочей группы, одним из вариантов разрешения проблемы может быть оперативная смена концессионера. На заседании рабочей группы договорились проработать возможные решения к следующей встрече.

Проблема с бородой

Строительство мусорных полигонов в Югре – вопрос с долгой и непростой историей. Ещё десять лет назад в округе приняли региональную программу «Обеспечение экологической безопасности на 2016–2020 гг.», согласно которой в автономном округе на условиях государственно-частного партнёрства должны были построить пять межмуниципальных полигонов ТКО: в Нефтеюганске, Нижневартовске, Сургуте, Ханты-Мансийске и Нягани.

Начало строительства было намечено на 2018–2020 годы, а к 2024-му все они должны были войти в строй. Но в июне прошлого года после проведённого аудита выяснилось, что реализация программы по сути провалена. Кроме повышения цены на вывоз ТКО, регион и потребители не получили ничего.

«Работа в этом направлении в рамках национального проекта «Экология» велась с 2019 года. Жители справедливо спрашивают об исполнении обязательств по строительству межмуниципальных полигонов. Из пяти запланированных проектов на текущий момент реализован один – в Нефтеюганском районе», – подчеркнул губернатор Югры Руслан Кухарук на первом заседании межведомственной рабочей группы. Став главой региона, он взял ситуацию под личный контроль. «Реализуемые меры направлены на улучшение экологической обстановки и повышение качества жизни в Югре. Беру под личный контроль вопросы в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами и поручаю главам муниципальных образований обеспечить строгий надзор за этим направлением», – заявил Руслан Кухарук. 

Топливо из покрышек

Ещё одно направление реформы обращения с твёрдыми коммунальными отходами – переработка мусора. На это нацеливает и федеральный нацпроект, и региональная программа «Экономика замкнутого цикла». «В рамках нового национального проекта «Экологическое благополучие» поставлены задачи, которые не ограничиваются только сортировкой и утилизацией отходов. Важно научиться перерабатывать отходы промышленного производства так, чтобы они стали сырьём с возможностью дальнейшего применения», – нацелил на работу в этой сфере глава региона.

В реализацию программы уже включились предприниматели, увидев для себя перспективную нишу бизнеса. Так, в феврале в Мегионе начал работать завод по переработке автомобильных шин. Его продукция будет отправляться на экспорт и использоваться в создании покрытий для спортивных зон, стадионов и детских площадок.  

«Открытие производства решает сразу несколько задач. Во-первых, это улучшение экологической обстановки в Югре – переработка отходов. Во-вторых, изношенные шины при правильном подходе являются отличным сырьём для получения вторичного продукта: резиновой крошки, металла и текстильного корда. Сейчас это востребованный продукт на рынке», – отметил директор Департамента промышленности Югры Виктор Гамузов.

В округе активно поддерживают бизнес-инициативы в сфере вторичной переработки отходов, стимулируя создание новых предприятий и обновление существующих производств. В июне в Нефтеюганском районе после модернизации был запущен инновационный завод пиролитической переработки отходов.

Это пока единственное в Югре подобное производство, во время которого пластик и авторезина подвергаются нагреванию в отсутствие кислорода и разлагаются на газы и жидкие углеводороды. «Технология позволит производить до 1 850 тонн дизельного топлива в год», – сообщил официальный телеграм-канал правительства региона.

Обновление провели при финансовой поддержке Фонда развития Югры. «До модернизации в год мы перерабатывали методом пиролиза до 100 тонн автомобильных шин и других углеводородсодержащих отходов. Новая установка позволит увеличить объёмы утилизации до 720 тонн в год», – рассказал генеральный директор компании ООО «ГЕОС» Алексей Семёновых.

На сегодняшний день пиролиз считается одним из наиболее эффективных и экологичных методов переработки токсичных отходов – при такой технологии в атмосферу не выбрасывается углекислый газ. 

Подобный завод сейчас строится в Нижневартовске. По проекту он сможет перерабатывать до 3 650 тонн шин и пластиковых отходов в год. Одна опытная установка способна перерабатывать до 10 тонн сырья в сутки и производить около 7 тонн дизельного топлива или 1,5 тонны топливных пеллет.

Для нашего автономного округа вопрос переработки отслуживших своё автомобильных шин – один из самых острых. Недалеко от Нижневартовска располагается свалка покрышек, которую экологи назвали самой большой в России – на 16 гектарах земли скопилось более 1 миллиона 200 тысяч штук. А ведь авторезина разлагается более 100 лет, при этом выделяет в атмосферу и почву токсичные соединения. Новые предприятия переработки помогут избавиться от опасного наследия.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах