Найти сферу, которая ещё не подверглась бы цифровизации в той или иной степени, кажется, невозможно. Государственные услуги, финансовые отношения, торговля, производство, хозяйство, образование – для всего найдутся сервисы. Казалось бы, мы уже попали в фантастический фильм, но это – только начало.
Как будем жить в ближайшем будущем, с какими сложностями и рисками можем столкнуться, что поможет не отстать от жизни? Обо всём этом говорим с директором Института цифровых технологий управления и информационной безопасности УрГЭУ Александром Коковихиным.
Государство как экосистема
Ксения Огородникова, «Аиф-Урал»: – Александр Юрьевич, цифровая трансформация экономики и управления – один из приоритетов нашей страны. Насколько мы уже продвинулись в этом направлении?
Александр Коковихин: – Россия в числе мировых лидеров по цифровой зрелости государственного управления – эта сфера подвергается цифровизации с максимальной скоростью. В нашей стране действует федеральный проект «Государство для людей», нацеленный на формирование клиентоцентричной культуры и перестройку процессов взаимодействия с населением, улучшение обратной связи и оценки удовлетворённости получателей госуслуг. Мы видим, насколько серьёзный объём государственных и муниципальных услуг перешёл в «цифру», насколько адресной является социальная поддержка населения. Система становится более прозрачной и оперативной благодаря электронному обмену данными. По схожему принципу строятся все бизнес-экосистемы, но наше государство – самый масштабный пример.
– А бизнес как меняется в этих условиях?
– Алгоритмы обработки больших данных позволяют ближе узнать своего потребителя и предложить именно те продукты и услуги, которые ему нужны. Экосистемы сегодня создают банки, ИТ-гиганты и даже наши, уральские металлургические компании. Чтобы собрать данные о потребителях и поставщиках, они внедрили CRM-системы, которые позволяют аккумулировать сведения из разных отделов в единую базу и анализировать с разных точек зрения. А также снизить человеческий фактор во взаимодействии с клиентами и подрядчиками: теперь они не завязаны на конкретного продающего сотрудника. Также более детальное знание своих потребителей позволяет развивать производство сопутствующих товаров или строить партнёрские отношения с другими участниками рынка.
Цифровизация выводит не только продажи, но и систему качества на новый уровень. К примеру, предприятия вводят системы датчиков, которые позволяют не просто обнаружить, но даже предотвратить производственный брак. В сфере городского хозяйства появляется возможность контролировать температуру теплоносителей в жилых домах.
– Что помогает развитию цифровизации в России?
– Анализировать большой объём разнообразных данных сегодня помогает искусственный интеллект. Этот сквозной инструмент нужен практически везде: в информационной сфере, в менеджменте, маркетинге, культуре, дизайне, в лесном хозяйстве, транспортной отрасли. Развитие и внедрение искусственного интеллекта является одним из приоритетов государства, в этом направлении действуют федеральные программы в рамках экономики данных.
ИИ не заменяет сотрудников, поскольку задать параметры работы алгоритмов должен именно человек. Однако он расширяет возможности: сокращает рутинные задачи, высвобождая до 25% рабочего времени, и позволяет направить усилия на креатив. Но, конечно, это также накладывает определённые требования на современного сотрудника, который взаимодействует с цифровой системой: ему необходимо обладать знаниями, как она работает, и быть способным проверить результат и исключить ошибки, которые пока не редкость для ИИ.
Поскольку работа с данными ставит вопрос об их защите, активно развивается и направление информационной безопасности, государственного контроля над сбором и хранением персональных данных. И формируется культура цифровой гигиены.
Как угнаться за «цифрой»?
– Значит, учиться пользоваться ИИ-алгоритмами теперь придётся представителям любых профессий?
– Совершенно верно. Для повышения своих компетенций в работе с искусственным интеллектом представители любых специальностей могут пройти программы повышения квалификации и переподготовки в Институте дополнительного образования УрГЭУ, с которым активно взаимодействуют наши кафедры. Все программы согласованы с контролирующими органами, такими как Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.
Для рядовых пользователей существуют программы цифрового просвещения. Жители региона могут научиться использовать современные цифровые устройства и сервисы себе во благо и снизить свои риски потери или утечки данных. Наш университет участвует в этой просветительской миссии. В частности, у нас есть Научно-образовательный центр информационных технологий для работы со школьниками. Обучаем ребят не только работе с соцсетями и созданию сайтов, но и цифровой гигиене.
– А в рамках основного высшего образования работе с искусственным интеллектом учат только будущих программистов?
– В программы по всем информационным специальностям и близким к ним, таким как бизнес-информатика, мы уже три года назад ввели модуль по прикладному ИИ. Студенты учатся с помощью искусственного интеллекта создавать простые программные модули для автоматизации стандартных процессов, а недавно они участвовали в разработке геоинформационной системы по оценке лесного фонда Свердловской области. Она позволяет по снимкам из космоса точно установить участки, потенциально уязвимые для незаконной вырубки.
Также в этом году блок по прикладному ИИ стал неотъемлемой частью предмета «Информатика», который изучают все студенты университета независимо от профиля подготовки. Они учатся правильно, а главное – безопасно использовать системы искусственного интеллекта, которые сегодня есть на рынке.
– Не станем ли мы слишком зависимы от «цифры» и уязвимы при сбоях в её работе?
– Вопрос серьёзный, и он связан также с информационной безопасностью. Поэтому всегда должны создаваться резервные мощности на предприятиях и в организациях для обеспечения бесперебойной работы систем, запасные каналы связи, а также копии данных. Важно, чтобы сотрудники ИТ-служб обладали пониманием, как устроено оборудование, с которым они работают, и, соответственно могли его оперативно починить. А также знали, как извлечь данные с помощью других устройств. Это даёт им фундаментальное университетское образование.
Реклама
Erid: 2W5zFHg8Mje
Уральский государственный экономический университет
ИНН 6661003675