51-летний голкипер следж-хоккейного клуба «Югра» Сергей Бадаев заявил о завершении карьеры. Он был самым возрастным игроком в команде и в то же время самым опытным. Трёхкратный чемпион России, победитель Альтернативных игр, обладатель звания «лучший вратарь России» ушел с ледовой арены непобежденным.
Учился играть по газетам
Екатерина Лосецкая, АиФ-Югра: Сергей, при создании «Югры» вы - единственный в команде имели опыт игры в хоккей, как вышло, что вы попали в этот вид спорта?
Сергей Бадаев: Мама отвела в пять лет в нижневартовский клуб «Бригантина». С детства из всех великих советских игроков мне нравился вратарь Владимир Мышкин. В решающей игре Кубка Вызова (СССР — НХЛ 6:0), в 1979 году он отразил все 24 броска в ворота. В 70-е в Югре достать что-либо о специфике игры голкипера было невероятно сложно. Выручал тренер - он привозил мне вырезки из газет. По ним я и учился играть в воротах. Когда в 2009 я сел в сани перед воротами, понял, что оказался в своей родной стихии. Я многое перенес в этот паралимпийский вид спорта из своей прошлой жизни - лично придумав новые связки и приёмы.
- Вы потеряли ногу в 23 года. Как справились с бедой?
- Помогли друзья из нижневартовского хоккейного клуба «Дорожник», в котором я играл до аварии. Они под разными предлогами заходили в гости и вытаскивали меня на улицу. Не скрою, первые полгода я был не в себе. Не выходил из палаты - боялся, что люди будут косо смотреть на меня и смеяться. Но со временем я понял, что это делают только недалёкие личности. В 90-е мне пришлось тяжело. И здоровые-то мужики сидели без работы, что говорить об инвалиде… Жил с мамой на 300 рублей, впроголодь, со временем выучился на водителя, как говорится, встал на ноги. Меня раньше коробило слово «инвалид» - сейчас нет. Я считаю себя счастливым человеком.
Жена ушла из-за хоккея
- Говорят, вы развелись из-за следж-хоккея?
- Было дело. Когда в 2009 году я узнал, что в Ханты-Мансийске формируется следж-хоккейный клуб, я, естественно, загорелся идеей снова выйти на лёд. Бросил в Белоярском работу водителя и вместо 30 тысяч рублей стал получать 5 тысяч в Центре адаптивного спорта Югры. Жена, увидев такую зарплату, сказала: «Либо я, либо хоккей». Я выбрал хоккей. Не знаю, насколько я был прав - просто верил в свою звезду. Со временем, когда стали появляться результаты, выросла и зарплата. Сейчас у меня новая семья - три года назад у меня родился сын, а в декабре ждём с женой появление дочери. Из-за них во многом я и принял решение покинуть лёд. Сборы, соревнования по всему миру... Я хочу, чтобы у моих детей отец всегда был рядом.
Командная игра
- Не думали о карьере тренера?
- Пока нет - ведь для этого нужно было бы собрать команду таких же сумасшедших, как я, устроив турне по всем городам и посёлкам Югры. Проблема в том, что наш регион - очень спортивный и, если инвалид хочет заниматься, он быстро находит себя в спорте. А переманивать - дело не благодарное. В мозгах-то он - не хоккеист… Когда «Югра» только создавалась, мы пытались брать в команду пауэрлифтеров. Говорим человеку: «давай пас», а он: «зачем, я сам забью…». Хоккей - командная игра, а у нас в моде - индивидуализм.
- Осталось ли у вас ощущение, что вы не смогли завоевать все титулы и звания?
- Может, только жалею о том, что не попал в паралимпийскую сборную России на играх в Сочи в 2014 году. Я был, что называется, в обойме, в 2010-2012 выигрывал звания лучшего голкипера страны, но в 2013 сломал ключицу и не смог вовремя восстановиться. Четверо игроков «Югры», что поехали на Игры, стали серебряными призёрами, а я нет. Но что поделать, таков спорт высших достижений. У меня была слабая надежда на Южную Корею в 2018, но российских следж-хоккеистов вообще не пустили на них даже под нейтральным флагом. Да, мы стали чемпионами альтернативных игр, но, согласитесь, - это немного не то. И всё же я благодарен своей команде за возможность играть на льду, играть ярко, смело. Я пришёл в «Югру» в 42 года и сделал для неё всё, что мог, отдал всего себя и желаю, чтобы она и дальше росла и побеждала.