Именитый югорский художник Геннадий РАЙШЕВ презентовал в Ханты-Мансийске альбом, в который вошли 311 его картин - лучшие за последние 50 лет. А в мастерской художника открылась выставка его иллюстраций к роману Еремея Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах».
«На Север я вернулся другим»
Мы привыкли говорить о заслуженном художнике России Геннадии Райшеве, как об авангардисте и символисте XX века. Однако, ранние работы мастера, опубликованные в новом альбоме, «Геннадий Райшев. Живопись. 1960-е – 2010-е», открывают нам иного Райшева - реалиста. Его академические работы: «Автопортрет в жёлтом шарфе», «Образ отца», «Банщики», - совсем не похожи на те, что пишет мастер сегодня, хотя в них уже просматривается будущий характер художника, его неразрывная связь с родной северной землёй.
«Я родился в 1933 году в семье охотника Степана Мироновича Райшева в деревне Сивохрап близ села Самарово. Отец мой, как особо одарённый из хантов, до революции окончил церковноприходскую школу. Любил чтение, стихи, в доме были книги. Мне было 4 года, когда его арестовали и расстреляли как врага народа. Жили мы с мамой бедно, поэтому она отправила меня учиться в школу-интернат в Сургут. Там, благодаря учителю Аркадию Степановичу Знаменскому, я приобщился к русской литературе, незаметно для себя стал иллюстрировать прочитанное, даже не надеясь, что когда-нибудь увижу свои работы в книгах, - рассказывает Геннадий Райшев. - Потом я уехал в Ленинград учиться на учителя русского языка, попутно посещая вечернюю студию при институте, где рисовал натюрмортные постановки. В 1958 году в Эрмитаже я увидел ранее запрещённую выставку работ Пикассо и был поражён – настолько художник оказался близок мне. На Север я вернулся другим».
В этот период появились работы «Возвращение», «Югорская легенда», «Праздник в Казыме», «Под лучами Нуми Торума»… Авангардизм Пикассо, тесно переплетённый с мотивами народно-прикладного творчества народов севера, плюс взгляд на мир человека, живущего в гармонии с природой - стали отличительными чертами работ зрелого Райшева.
Иллюстратор книг
Обращение к северным Богам красной нитью проходит через творчество художника.
«Когда я на земле мне помогает природа, её цвета, - говорит мастер. - Когда я поднимаюсь выше – взгляд становится иным, будто из космоса. Зачем мне идти туда? Чтобы увидеть землю и всё в ней живущее. На мои выставки часто ходили сотрудники КГБ, всё искали антисоветчину, но не находили ничего кроме картин из повседневной жизни: северные посёлки, леса, идолы, люди».
«Сила Райшева в том, что в своих работах он опирается на традиции народов обских угров, их мировоззрение и погружает зрителей в небывалое путешествие между этим миром и миром духов», - считает давний друг художника, писатель Еремей Айпин.
За последние 20 лет друзья и соратники издали книги: «Ханты, или Звезда Утренней Зари», «Я слушаю землю», «Клюквинка и травяная косичка: потешки, сказки, были сургутских остяков» из серии «Сказки моего детства», «Река в январе» и многие другие. Венцом их совместного творчества стала книга «Божья матерь в кровавых снегах».
«На картинах к книге изображены не конкретные люди, а символичные образы - тени трагических событий 30-х годов Обского Севера. Райшеву удалось это передать через изобразительный стиль футуристов 20х годов. Думаю, картины вышли столь сильными, потому что он не понаслышке знает, что такое репрессии» - делится впечатлениями Еремей Айпин.
За свою долгую творческую жизнь Геннадий Райшев проиллюстрировал более 40 книг. В том числе произведения Гомера, Пушкина, Лермонтова, Бажова, Бунина. Хотя, как признаётся автор, ему больше нравится работать с югорскими авторами.
Выставку Геннадия Райшева можно увидеть в галерее-мастерской художника в Ханты-Мансийске до 30 апреля.
Смотрите также:
- Московский художник Леонид Милованов привёз в Югру 25 полотен →
- Не боги глину обжигают →
- На охоту… в музей →