В Югре растёт число ВИЧ-инфицированных. Как защитить людей от вируса иммунодефицита – размышляет Наталья Шаляпина, зам. главврача Ханты-Мансийского Центра «Антиспид» по медчасти.
Доверяй, но проверяй
– Наталья Владимировна, сколько сейчас в Югре ВИЧ-инфицированных?
– Более 19300 человек заражены ВИЧ, 6690 из них – женщины. За первые четыре месяца 2014 г. у 365 мужчин и 227 женщин выявлен этот вирус. В Ханты-Мансийске, всегда считавшемся благополучным в этом плане, доля заражённых впервые превысила среднеокружной уровень. Это результат «накопления»: выявляются давние случаи, кроме того, люди получают инфекцию от своих партнёров – носителей вируса. Отмечается рост доли женщин среди заражённых.
– Почему так происходит? В чём причины?
– Женщины всё чаще получают инфекцию половым путём. Неразборчивость в связях, незащищённый секс... Просто удивительно, что женщины – не маргиналки, с образованием – пренебрегают, как выясняется, элементарными мерами безопасности! Чувствуется, что люди ещё недостаточно знают о ВИЧ и СПИД, чтобы уберечь себя и своё здоровье.
Согласно федерального закона № 38-ФЗ от 30 марта 1995 г., информация о наличии вируса охраняется врачебной тайной. Если в семье один супруг инфицирован, то ни его супругу, ни другим родственникам мы не имеем права сказать об этом. По этому закону давно идут дебаты, поскольку права ВИЧ-инфицированных закон защищает, но, получается, не оберегает здоровых людей. В руках ВИЧ-инфицированного всецело находится здоровье его партнёра. И не каждый решается сообщить супругу о своём диагнозе. Конечно, прием прописанных врачами медикаментов снижает концентрацию вируса в крови и других биологических жидкостях. Риск заражения партнёра снижается, а использование презерватива (хорошего качества и не просроченного) сводит его практически к нулю. Но человеческий фактор исключить невозможно. Остается лишь посоветовать людям быть внимательнее к партнёру. Каково состояние его здоровья, были ли ухудшения, принимает ли он какие-то лекарства? Ведь зачастую мы не видим что-то только потому, что не хотим этого замечать.
– Закон предусматривает бесплатное обследование для тех, кто собирается вступить в брак?
– Да, и мы предлагаем будущим молодожёнам не упускать эту возможность. Но пока не приходится говорить о том, что это входит в привычку у людей в нашем крае. Но даже если будущие новобрачные обследуются, та же врачебная тайна не гарантирует, что человек узнает правду о будущем супруге. Кроме того, есть «период окна» – время после заражения, когда вирус в крови уже есть и может быть передан другому, но его слишком мало, чтобы анализ был положительным. Стало быть, надо ответственно относиться к здоровью – своему и партнёра. Печальный пример: на учёте у нас состоит ВИЧ-инфицированный из одного югорского посёлка. Успешному молодому бизнесмену перед свадьбой друзья на мальчишник сделали подарок – вызвали «девочек лёгкого поведения». «Дань традиции» навсегда изменила его жизнь.
Прервать цепочку?
– Насколько реально ВИЧ-инфицированному не допустить передачи вируса от себя другим людям?
– Лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляют о необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции, о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица. ВИЧ-инфицированный должен предотвращать заражение и супруга, и детей. Без приёма медикаментов риск передачи вируса ребенку при зачатии и вынашивании может достигать 50%. Но, выполняя рекомендации врача, в 98-99 случаях из ста можно родить здорового ребенка. Поэтому так важно пройти обследование еще при планировании беременности. В городе есть семейные пары, в которых оба супруга ВИЧ-инфицированы. Многие из них имеют здоровых детей. Мы их наблюдаем , но это – просто мера предосторожности.
– В Ханты-Мансийске есть ВИЧ-инфицированные дети?
– 32 ребёнка имеют ВИЧ, диагноз «СПИД» подтверждён у четверых. Их было бы гораздо меньше, если бы мамы не пренебрегали приёмом лекарств во время беременности. Препараты детям прописывают с рождения, но главная ответственность за их приём – опять же, на родителях.
– Стало ли общество толерантнее к вирусоносителям?
– Терпимость к ВИЧ-инфицированным – больной вопрос. Хотя они давно уже среди нас, но люди в большинстве своём всё ещё морально не готовы к такому соседству. В больших городах можно переехать в другой район – и избежать огласки, сохранить тайну. А у нас условия другие. Присутствия ВИЧ-инфицированных детей в группе детсада или в классе побаиваются не только родители других детей, но и персонал детских учреждений, и сотрудники высказывают недовольство секретностью сведений. «Я ребёнку нос вытираю – а вдруг он болен? А вдруг он меня укусит?», – беспокоятся нянечки. Хотя известно, что ВИЧ передаётся либо через кровь, либо половым путём. Чтобы вирус передался через кровь, это должны быть не трещинки на коже, а две открытые раны, и чтобы кровоток был не периферический, а центрального генеза. Проще говоря, кровь у обоих должна хлестать и смешиваться, тогда можно говорить о каком-то заметном риске. И не будем забывать: правила запрещают приходить на работу с открытыми ранами.
Смотрите также:
- Состояние выживших детей после автокатастрофы в Югре стабильное →
- Когда и где можно выявить нарушения в развитии плода в Югре →
- В Сургуте лекарства для детей занимали у зеков →