aif.ru counter
28

"Снежный барс" в белом халате

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 2. АиФ - Югра 13/01/2010

Александр привык работать с кровью. Переливание, очищение и заготовка этой жидкой ткани и её компонентов - его профессия. До того как заняться трансфузиологией, Налимов работал реаниматологом в детском ожоговом отделении. В 1989 году участвовал в спасении жертв крупнейшей в мире Ашинской катастрофы.

Сила - в доброте

Тогда из-за утечки газа на Транссибирской магистрали произошёл взрыв, в эпицентре которого оказалось два пассажирских поезда. Пострадало порядка 1 500 тысяч человек. Среди них было много детей: "Профессия врача, в принципе, экстремальна, а реаниматологи стоят на первом рубеже между жизнью и смертью. Конечно, это постоянное напряжение, это тяжело. Но трудности должны быть. Только преодолевая их, чувствуешь себя человеком", - считает доктор. Видимо поэтому он довольно часто меняет белый халат на костюм альпиниста, садится в свой внедорожник и колесит с командой единомышленников по Северам - отдыхает, заменяя одни трудности другими. Ещё в советские времена Александр стал мастером спорта по альпинизму и получил крайне редкий и до сих пор почитаемый в странах бывшего СНГ титул - "Снежный барс". Это звание присуждалось за покорение всех пяти вершин-семитысячников тогда ещё Советского Союза: пиков Коммунизма, Ленина, Победы, Корженевской, Хан-Тенгри... После двух восхождений у Александра остались на память так называемые "протезы памяти" - камни, примерно повторяющие по форме покорённые вершины.

И профессия, и хобби Александра предполагают умение быстро принимать решение и отвечать на поставленные вопросы. Вот и мы решили в самом начале разговора провести небольшое блиц-интервью. Уложились в 25 секунд.

- Что необходимо для того, чтобы больной человек выздоровел?

- Его вера в выздоровление.

- Вы считаете, что у природы нет плохой погоды?

- Да. Есть плохое снаряжение.

- Жизнь без риска не интересна?

- Точно.

- Вы считаете себя сильным человеком?

- Да.

- В чём сила?

- В доброте.

- Чужие ошибки могут чему-нибудь научить?

- Нет. Ошибки нужно пропускать через себя.

- Лучший период в жизни человека - детство?

- Нет. Детство - это здорово, но человек ещё без мозгов совсем. Он зависим и не самостоятелен.

- Раньше жизнь была лучше?

- Да. И мы были моложе.

Вместо дорог - направления

Александр Налимов путешествует уже много лет. Всё началось в девяносто третьем, когда они с братом Николаем совершили свой первый "марш-бросок" вдоль по Оби: "Тогда мы решили прокатиться до Салехарда. Посмотреть, как люди в деревнях живут, порыбачить. Тогда же появилось название "Ямал-Трофи". Мы, конечно, не пробились через двухметровые сугробы на колёсном транспорте - это просто невозможно. Наняли водителя на "Кировце". Тот после стакана водки завёл нас неизвестно куда и не бросил только потому, что мы его поймали и привязали к трактору. Поэтому и живы остались, - вспоминает Александр. - Поездили по стойбищам, остались в полном восторге от общения с местными жителями. Им не нужно наше образование, наши радости - у них свои есть. Я знаю ненецкого охотника с индейским именем, у которого жил белый медведь. Одним словом, мы решили дело продолжить".

Обычно в экспедицию отправляются экипажи четырёх - шести автомобилей. Излюбленные модели - УАЗы, "Нивы" и вездеходы "БОБР". Маршрут выбирается по принципу: чем сложней, тем лучше.

Уже позади Ямал, Тазовский и Гданский полуострова, хребёт Дьявола и "Долина смерти", река Манья, выход на Карское море в районе Байдарацкой губы, гора Народа (самая высокая в Уральском хребте) и историческая достопримечательность Югры - гора Неройка. В этих местах нет дорог - одни направления. "Самая низкая температура, которая была в наших путешествиях -58, а в среднем полтинник, - вспоминает Александр. - Останавливаться нельзя - колеса и без того квадратные, ломаются. Всякое в такую погоду бывает, здесь главное - ни в коем случае не опускать руки, просчитывать все варианты, заставлять себя работать, двигаться. Если не на машине - пешком. Мы как-то были под Ямбургом, там памятник стоит. "Урал" занесло, половина людей прошли 25 км пешком и остались живы, а вторая половина осталась. Жгли колёса и всё равно замерзли". Сегодня уже не счесть ситуаций, когда техника из-за мороза наотрез отказывалась работать. Ремонтом внедорожников приходилось заниматься "на месте". "Как вы думаете, сколько времени потребуется для того, чтобы поменять помпу на уазике при морозе в -50? Профессионалы в тёплом гараже делают это за полдня. Мой старший брат сделал это за 10 минут! Мужики, которые были свидетелями, ахнули - это, в принципе, нереально, - посмеивается Александр Георгиевич, - мы машины вообще не глушим по две недели. Потом не завестись. А вообще наша техника великолепна. К примеру, УАЗ. Но это набор "Сделай сам". Наши уазики отличаются от базовых, как небо и земля. В машину надо вложить ещё 2-3 стоимости, чтобы она стала вездеходной".

Там нет ГИБДД

Палатки, питание (консервы, "Доширак"), запчасти, обогреватели, видеоаппаратура - с собой путешественники берут только самое необходимое. Обязательно тару с бензином, он на вес золота. Правда, ещё члены экипажей обязательно берут с собой подарки и адресные приветы от няганцев для жителей других муниципальных образований - это многолетняя традиция. Плюс хлопушки, фейерверки, ракеты, костюмы новогодних персонажей - в путешествие экипажи отправляются чаще всего в новогодние каникулы, вот и поздравляют с праздниками всех, кого встретят на пути.

"Местные жители встречают очень радушно. Они нас стараются накормить, а мы их напоить, - смеётся Александр, - там очень хорошо в том плане, что нет ГИБДД. Но спиртное, конечно, надо употреблять ра-зумно. Мы отмечаем все даты: Рождество, каждый зимник, каждые тяжело пройденные 50 км. Это традиция ещё от Александра Суворова пошла. Ну и это необходимо для того, чтобы расслабиться. Но, конечно, надо мозги иметь". Любимый тост - за дорогу, которую, как известно, осилит идущий.

Члены экспедиции рассказывают местным жителям о "большой земле", угощают ананасами, которые многие из них отродясь не видали, а Александр, если это необходимо, помогает аборигенам ещё и как доктор. По его словам, основные проблемы у оленеводов, например, возникают с пищеварением. Часто встречаются простудные и сердечно-сосудистые заболевания.

Воспоминаний от каждой поездки остаётся много: "Очень интересно, когда песцы перед машиной бегут. Мы их на Ямале тренировали, хотели посмотреть, какую скорость развивают - не больше 60 км в час".

Бывают и неприятные встречи с прошлым ГУЛАГовского края.

"От Надыма до Салехарда идёт недействующая железная дорога. Её строили заключённые. Условия - невыносимые. Там были знаменитые лагеря: "Лебединая" - женская зона, "Глухариная" - мужская... страшные названия, пародии такие. Дорога разломана, шпалы перекорёжены, сколько под каждой из них лежит скелетов"...

Александр Налимов планирует продолжать экспедиции. Правда, по его словам, неизведанного осталось слишком мало - в основном это места, куда не добраться без дозаправки и спецтехники. "Хочется новых маршрутов. В Югре и Ямало-Ненецком округе мы всё исколесили. Надо искать интересные места. Нужна другая техника: вездеходы, снегоходы. Но мы обязательно придумаем что-то интересненькое".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах