Примерное время чтения: 6 минут
122

И один в поле воин

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. АиФ - Югра 26/01/2011

На территории Елизаровского заказника, что недалеко от Ханты-Мансийска, на площади в 76,6 тысяч га с лёгкостью поместится 380 княжеств Монако и ещё место останется. И у всей этой огромной территории всего один защитник - Александр Жернов, для которого заказник давно стал не только "подотчётным княжеством", но и делом всей жизни.

Живая Красная книга

- Александр Егорович, как вас вообще занесло в "хранители природы"?

- Да я с детства хотел стать охотоведом. Мой отчим постоянно охотился и рыбачил. А местный парторг Гриневич, прилетая к нам на озеро, говорил: "Саша, поступай на охотоведа, мы тебя поддержим" - но из таёжной глуши тяжело было подняться и ехать куда-то в Москву учиться. А в 1983 году руководитель заказника Гелий Котов меня позвал к нему работать. Понравилось и ему, и мне. Всегда было интересно: а чьи это следы? а кто яйца отложил? а что за птица кричит? а как солонцы для лося сделать? До 1986 я доработал, уволился, уехал на Украину, и вернулся уже в 1993. А Гелий Николаевич тут как тут: "Пойдём ко мне!". Вот и работаю. Здесь открытые продуваемые места, и лоси сюда выходят на отёл. Корма много, гнуса нет практически. К тому же здесь место обитания водоплавающих птиц - ключевая орнитологическая территория России. Тут порядка 20 видов краснокнижных птиц. 45 пар орланов-белохвостов - цифра неточная, но мы пока её придерживаемся.

- Одному-то тяжело, наверное, на такой территории?

- Непросто. Вообще-то на такую площадь надо человек 10. Надеюсь, со временем помощников дадут. А пока выкручиваюсь. Нас из состава Россельхознадзора вывели, и Росприроднадзор взял под своё крыло. Раньше у меня даже не было полномочий для составления протокола. Единственное что мог - браконьерам ручкой "марш, марш отсюда" делать или ждать, пока госинспекторы приедут, протокол составят. Как-то летом я задерживал браконьеров, - лося подстрелили. Взял с собой главу посёлка Талинский Александра Борисочева и сыновей. Дошли - лось ободранный в воде лежит. Добрались до браконьеров. Вызвали инспекцию, - у нас же полномочий протокол выписывать не было. И ждали инспекторов до 4 утра. У меня армейский паёк завалялся. В итоге и сами поели, и браконьеров покормили. 137 тысяч штрафа им потом за лося выписали. А сейчас у меня есть полномочия и к задержанию, и к составлению протокола - но понятые нужны. А где я в лесу двух независимых понятых найду, если я один на весь участок? Не бурундуков же к этому делу привлекать. Вот и приглашаешь друзей-знакомых, чтобы рядом были, если вдруг задерживать придётся.

Серый волк и Красная шапочка

- А почему такие сложности в природоохранной сфере?

- Был у меня как-то неформальный разговор с одним "чином". Так он, будучи "подшофе", прямо спросил: "А зачем нам надо, чтобы вы с оружием ездили и нас задерживали?" Я вспоминаю руководителя заказника Гелия Котова и помощника его Валерия Туполева, которые до меня работали - браконьеры звали их "Серый волк и Красная шапочка". Они всегда вместе ходили, а Туполев к тому же в неизменной красной шапке. Только после учёбы были, молодые ребята. И выходят на браконьеров - те уток в заказнике стреляли. Решили втереться в доверие к "охотничкам", чтобы сразу их не пугать. Прикинулись студентами, спрашивают: "Мужики, а где тут поохотиться можно?" Те видят, что перед ними "молодняк", говорят: "Ты, - на Котова показывают, - дуй в посёлок за водкой! А ты - тереби уток!" И вытаскивают трофеи. Тут их Серый волк с Красной шапочкой и взяли.

- Александр Егорович, а другой работы для себя не хотели?

- Никогда. Здесь моя жизнь. Едешь по лесу - а на звук мотора лисичка выходит, которую я прикормил. С ладоней ест. Со станции юных натуралистов забрал орлана-белохвоста, чтобы подкормить его и выпустить на волю. А он привык, что в деревне его кормят - над деревней летает. Картина маслом: едет девчонка маленькая на велосипеде по деревне, а орлан ей прямо на спину спикировал, нашёл место для посадки... Девочка перепугалась, а орлана мне пришлось подальше от Ягурьяха отвезти за десятки километров на протоку Байбалаковская. Так он и там людей нашёл - вышел прямо к студентам ЮГУ. И сейчас он у них в питомнике живёт. Однажды пришлось браконьеров догонять на "Буране" - как индеец со снегохода на снегоход на полном ходу прыгал, чтобы задержать. Несколько зим назад с того же снегохода восемь волков отстрелил - вышла стая в заказник, а тут лоси у меня... А этой стае на месяц только тонну мяса надо. Да и без этого работы много: солонцы для лосей делать, осины подпиливать, чтобы животным было что есть, дуплянки для уток устанавливать, учёт животных и птиц вести.

- В природоохранной сфере у нас какие-то подвижки есть?

- Есть. Вот только в головах не двигается ничего. Культуры внутренней нет. С напарником идём по реке - прямо по следу из пивных банок. И напарник с грустью говорит: "Верной дорогой идём"... Ну оставь ты после себя порядок - природа же к тебе со всей душой! Когда же мы наедимся, всё-таки? Сколько нам ещё крови надо? Ведь не в голодный век живём. Я в детстве зачитывался Владимиром Арсеньевым, особенно про Дерсу Узала. Для него все звери - это люди. И они не братья наши меньшие - а иные народы. У них своя культура, свой быт и обычаи. И это мы к ним в гости пришли. Поэтому главная заповедь, которой я придерживаюсь: не навреди.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах