О распродаже активов, находящихся в собственности Югры, не слышал только тот, кто вообще не интересуется жизнью округа. Одни называют это подготовкой к объединению Югры с Тюменской областью, другие - поиском средств на Олимпиаду-2014, а третьи - обычным избавлением от неприбыльных предприятий. Что же происходит?
Приватизация - не "прихватизация"
Сейчас в окружной собственности находится 30 различных хозяйственных обществ и 12 унитарных предприятий. 80 объектов недвижимости в этом году планируется приватизировать: из них 13 - это земельные участки, 22 - объекты энергоснабжения и 45 зданий и различных сооружений. В этом году от приватизации планируется выручить 18 млрд рублей, в следующем - чуть более миллиарда, ну и на 2012 год останется ещё около 5 млрд.
К продаже госактивов отношение всегда было неоднозначным - одно время это решало задачу возникновения конкуренции в разных отраслях, сегодня это связано с оценкой эффективности управления предприятиями. Ведь зачастую цены на продукцию, производимую на таких предприятиях регулировались не правилами рыночной экономики, а указаниями сверху.
Несколько птицефабрик и Ханты-Мансийский банк, "Югрател" и "Полярный кварц", завод европейского уровня "Юграфарм" и "Северречфлот", "Юграплит" и "Югорский лесопромышленный холдинг", "ЮТЭК" и страховая компания "Югория" - всё, что одно время было поводом для гордости югорчан, пойдёт с молотка.
Частные руки бережливее государственных
Такая рокировка активов сегодня наблюдается по всей стране. Программа приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы является продолжением политики по сокращению присутствия государства в экономике и способствует переходу к её инновационному развитию. По крайней мере, должна способствовать... А весь процесс продажи теперь называется созданием творческого капитала в России.
По словам губернатора Югры Натальи Комаровой, творческий поиск в региональной приватизации направлен на выработку дружественного к бизнесу правового и административного режимов. И нет ничего страшного в том, что предприятия будут проданы в частные руки, считает директор департамента по управлению имуществом Югры Максим Шевченко. Напротив, важно стимулировать спрос на такие сложные активы, совершенствовать механизм отбора профессиональных продавцов и порядок оплаты их услуг, чтобы свести к нулю риск заключения контракта с фирмами-однодневками, предлагающими свои услуги по демпинговым ценам.
"Всегда есть опасность того, что новый собственник будет менять структуру компании и оптимизировать кадровый состав, - говорит он. - Но любой предприниматель ориентирован на то, чтобы бизнес развивался и приносил прибыль. Полученные средства он направит и на создание новых рабочих мест. Правительство Югры в рамках полномочий будет следить за этим. А полученные от продажи государственных активов деньги пойдут, в том числе, и на развитие социальной инфраструктуры региона".