Новому мосту через Обь быть! Шестого июля губернатор Югры Наталья Комарова и полпред в УрФО Владимир Якушев дали старт строительству стратегически важного объекта. Он соединит берега и судьбы людей, снизит нагрузку на действующий мост. Это, без сомнения, одна из самых долгожданных строек в Югре.
«Проект большой, знаковый»
«Уважаемые друзья! Открываем строительство второго мостового перехода через реку Обь в районе Сургута!» – объявила Наталья Комарова. И под шквал аплодисментов и залпы салюта была забита первая свая нового моста. Это было недалеко от водохранилища ГРЭС, в районе восточной объездной дороги.
«Не первый раз на таких мероприятиях присутствую и всегда ощущаю внутренний драйв, подъём. Тем более когда прекрасно знаешь и проектировщиков, и подрядчиков, и заказчиков, у которых ни разу не было срыва, и реально осознаёшь, что объект точно будет, – поделился эмоциями Владимир Якушев. – Ямал и Ханты-Мансийский автономный округ – это субъекты, которые дают 40% доходов в федеральный бюджет. Очень важно, чтобы эти территории были связаны, как мы, северяне, говорим, с «большой землёй».
По словам главы региона, новый мост открывает для России совершенно новые возможности «…начиная с того, что это экономия по километрам, и заканчивая доступностью для людей, экономики, транспортной инфраструктуры».
Мост станет важной частью перспективных федеральных транспортных коридоров, которые станут звеньями направлений Арктика – Азия и Северный широтный ход. Директор департамента дорожного хозяйства и транспорта Югры Константин Гребешок отметил, что мост предназначен в первую очередь для того, чтобы пропускать транзитный транспорт и не загружать уличную дорожную сеть Сургута. А ещё он делает столицу округа ещё более привлекательной для расположения логистических центров.
Мост свяжет Сургут и Сургутский район. «Это возможность развития и восточной части Сургута, и вообще обеспечение безопасности транспортной системы Югры и Тюменской области», – отметил глава Сургута Андрей Филатов. Подъездные пути к мосту начнутся с восточной объездной дороги Сургута и через реку выйдут к «Каменному мысу» в Сургутском районе, затем к шоссе на Нефтеюганск.
«Транспортная инфраструктура – это кровеносная система экономики. Я считаю, что большое будущее за этим проектом. Как минимум удвоение товарооборота и пассажиропотока. Проект большой, знаковый», – считает глава Сургутского района Андрей Трубецкой.
Дело чести
Первый мост через Обь, который носит имя Валентина Солохина, – единственное звено, соединяющее Югру и Ямал. Он был введён в эксплуатацию более 20 лет назад и максимально исчерпал свои резервы. «На тот момент не было предположений о таком бурном развитии экономики, транспортного комплекса, поэтому его расчётная пропускная способность – 5 000 автомобилей в сутки», – объяснил необходимость строительства второго моста Константин Гребешок.
Сейчас фактическая загруженность моста в три раза больше расчётной. Ежесуточно по нему проезжает более 15 тысяч машин. Режим движения тяжёлого транспорта ограничен. Большегрузы весом более 40 тонн могут передвигаться по мосту лишь с 22 до 6 часов утра. Осенью 2018 г. на встрече с министром транспорта России Евгением Дитрихом Наталья Комарова обсудила необходимость строительства второго моста. Инициативу поддержал президент России Владимир Путин, который дал необходимые поручения.
Представители компании-подрядчика «Мостострой-11» называют строительство второго мостового перехода делом чести. В нашем регионе эту команду хорошо знают. В своё время ею руководил легендарный Валентин Солохин – человек, связавший Югру с «большой землёй». Мостостроители возвели и первый вантовый мост через Обь, и мост «Красный дракон» в Ханты-Мансийске.
Сейчас «Мостострой-11» – одна из крупнейших строительных компаний России. Под руководством теперь уже Николая Руссу мостостроители возводят переправы по всей России: мост через реку Пур на Ямале, мосты во Владивостоке и Омске, участвовали в строительстве Крымского моста… Для мостостроителей Югра – особенная территория, и они уверены, что построят мост в срок и хорошего качества. «Я надеюсь, у нас это получится, так как сегодня строятся четыре больших объекта в стране, но мы сургутяне, мы зарегистрированы здесь, – говорит гендиректор АО «Мостострой-11» Николай Руссу. – И спасибо Владимиру Владимировичу за то, что когда мы больше работали в Тюмени, он не заставил нас перерегистрироваться там. Мы так и остались в Ханты-Мансийском округе, зная и надеясь, что будет шикарный большой объект, и налоги надо будет платить здесь, и рабочие места образовывать здесь».
В строительстве моста будет задействовано около 10 тысяч человек. А это не только рабочие места, это несколько лет налоговых отчислений – мост планируют сдать к февралю 2026 года. Строителям предстоит уложить более 55 тысяч кубометров монолитного бетона и смонтировать 25 тысяч тонн металлоконструкций пролётных строений.
Проект реализуется за счёт ресурсов регионального и федерального бюджетов.
«Проект реализуется за счёт ресурсов регионального и федерального бюджетов. Остаётся распределить эти бюджетные усилия по годам таким образом, чтобы не сдерживать строителей, а, напротив, их стимулировать, поощрять к тому, чтобы получить объект в более короткие сроки, – отметила глава региона. – Я абсолютно уверена в профессионализме команды, которая взялась за эту работу. И «Мостострой-11», и «Ханты-Мансийскдорстрой», и «ЮВИС», и «Автодорстрой» – это те компании, которые никогда не подводили заказчика, всегда выполняли работу в соответствии с проектно-сметной документацией. Но разве что нарушали сроки – делали это раньше, чем предусмотрено документацией. У ханты есть такая пословица: «Светлое слово – это мост на завтра». Это наше светлое слово, и мы все вместе уверены в завтрашнем дне».