В качестве бенефицианта был избран один из традиционных предметов быта обских угров - корневатик. Манси его называют тар караник, ханты - кераник.
Изготавливались корневатики всегда только вручную. Основным материалом для них служили расщеплённые корни кедра, которые, словно нити, оплетали черёмуховые прутья.
Каким по форме быть корневатику, каждый мастер определял сам. Всё зависело от его назначения. В условиях леса или кочующего стойбища коренным жителям приходилось приспосабливать под свои нужды всё, что давала им природа. Корни кедра оказались и самым податливым материалом, и самым прочным.
Как правило, большие корневатики служили сундуками. В них перевозились или хранились предметы домашней утвари - шкуры, камусы, посуда…
В коробках поменьше хранились наконечники стрел, неиспользованные кусочки рога, бляшки, инструменты и ритуальные предметы.
«Корневатик - символ укоренения древних народов на земле Югры, - рассказывает сотрудник музея «Торум Маа» Марина Логинова. - А произрастающая из корней кедра крона - это само многоцветье самобытнейшей культуры наших северных народов».
В том, что это именно так, можно убедиться, рассматривая представленные на выставке экспонаты. Казалась бы, предмет один, но все корневатики разные! Самым старым оказался корневатик, изготовленный в конце ХIХ века в с. Варьёган. Теперь он хранится в фондах «Торум Маа».
«Его привезла из этнографической экспедиции научный сотрудник нашего музея Зоя Лозямова, - представляет корневатик Марина Логинова. - По существующей версии, в нём хранились изображения духа богини Калтащ. К сожалению, установить имя человека, сделавшего его, уже невозможно». Несмотря на свой солидный возраст, корневатик в отличном состоянии.
На выставке есть и тарелка для хлеба, которая была сплетена из корней кедра в деревне Лохтокурт Октябрьского района на рубеже ХIХ-ХХ веков.
Посетители выставки могли не только сравнить корневатики, привезённые из разных уголков Югры, но и посмотреть за процессом их плетения как на экране, так и вживую. Мастер-класс провёл художник Межпоселенческого центра национальных промыслов из п. Аган Гавриил Кунин.
Отрадно, что это традиционное ремесло, спустя годы, не просто сохранилось, но и продолжает развиваться. Есть те, кто хочет постичь трудоёмкий процесс изготовления корневатиков.