Примерное время чтения: 6 минут
629

Информационные системы в больницах Югры: благо или лишние проблемы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. АиФ-Югра 09/03/2016
Петр Павлов / АиФ

В Югре активно внедряют информационные системы во все лечебные заведения. Планируется, что к концу 2016 года информация из разные лечебных учреждений округа будет объединена, а у пациентов появятся электронные карты. Однако далеко не всем это нововведение приходится по душе.

Одна на всех

Сегодня в Югре работают несколько крупных фирм, которые предоставляют услуги в сфере медицинской информатизации. Это «МедИнфоЦентр» (Сургут), «Комтэк» (Нижневартовск), «Медотрейд» (Москва), которые уже разработали собственные информационные системы для ряда учреждений. Но в конце 2014 года за счёт бюджета округа у компании «Информационные системы» из Брянска была приобретена новая медицинская информационная система, которая получила название «Югра». Сегодня она предоставляется любым медицинским организациям округа бесплатно - по запросу.

Справка
Медицинская информационная система (МИС) - система автоматизации документооборота для лечебно-профилактических учреждений. В ней объединены: система поддержки принятия медицинских решений, электронные медицинские карты, данные медицинских исследований в цифровой форме, финансовая и административная информация. Как правило, разработчики различных МИС не обеспечивают совместимости этих систем друг с другом. В России еще в 2008 году была разработана МИС «Медиалог», которая могла бы быть внедрена повсеместно. Однако, несмотря на все её достоинства, ни она, ни какая-либо другая МИС пока практически не внедрены. Зачастую медперсонал не готов использовать эти системы из-за того, что они кажутся слишком сложными. Кроме того, есть проблемы с надёжностью систем, а главное - с защитой данных о пациентах.

«Приобретение программных продуктов - это самостоятельный вопрос для каждой организации, - говорит директор Медицинского информационно-аналитического центра в Югре Владислав Нусинов. - Но мы думаем, что при наличии дефицита средств покупать отдельный продукт для каждой медицинской организации - не совсем рационально и экономично. Поэтому мы приняли решение о приобретении информационного продукта, на который регион имел бы собственные права. И права не просто с возможностью обладания, а с возможностью изменения».

Система уже установлена и внедрена в лечебных заведениях Ханты-Мансийска, Сургута, Нягани, Югорска, Советского. Но нельзя сказать, что им все довольны. Система то и дело даёт сбои.

«У нас внедрена МИС (медицинская информационная система) «Югра». И когда происходит обновление, возникают ошибки. Об этих ошибках мы сообщаем. Но дело в том, что заявки могут выполняться в течение 6-8 дней. Даже если мы их помечаем, как экстренные, - говорит системный администратор противотуберкулёзного диспансера Влада Геликова. - Но у нас же есть регламент информационного взаимодействия, где прописаны сроки выполнения работ. И, если не ошибаюсь, то это максимум два дня. Система не адаптирована для такого полноценного функционирования, она нуждается в доработке».

Своя специфика

В конце 2015 года врачи Няганской окружной больницы и вовсе написали открытое письмо губернатору автономного округа с просьбой вернуть прежнюю информационную систему, которая у них работала до внедрения «Югры».

«В нашей больнице с 2008 года была установлена МИС «Пациент» (компания-разработчик «Медотрейд»). Программа работала без сбоев и была полностью адаптирована к нашему учреждению, - говорится в обращении врачей из Нягани. - После 2013 года по непонятным причинам был выбран продукт МИС «Югра», в котором полностью отсутствовал блок поддержки стационарной работы лечебного учреждения. Как пилотный проект, программу представили в нашем учреждении. Начав работать с данным продуктом, мы неоднократно говорили о непригодности данной программы, доводили до сведения нашего руководства все отрицательные моменты, но услышаны не были».

Среди как врачей, так и разработчиков программных продуктов нередко звучат мнения о том, что одна информационная система не может полноценно обслуживать разные учреждения, у каждого из которых есть своя специфика.

«Говорить, что одна система лучше другой, нельзя. Но каждый выбирает себе то, что ему больше подходит, - говорит генеральный директор компании «МедИнфоЦентр» из Сургута Галина Акулина. - У стационара одна направленность, у стоматологии - другая. А если мы говорим об окружной больнице, в электронной системе которой должно присутствовать всё, то такую систему делают годами. Но у нас требования Минздрава по вертикали спускаются. Мнения главного врача не спрашивают. Есть требование - он обязан выполнять. А есть же ещё потребности каждой отдельной лечебной организации.

Руководителей компаний-разработчиков можно понять - внедрение единой информационной системы попросту отнимает у них работу. Высококвалифицированные местные программисты остаются не у дел. В одной только компании «МедИнфоЦентр» - около 40 человек.

«Мы фактически полгода были без финансирования. Прямые контракты с нами медицинские организации заключать не могли. Очень жаль терять компетентных людей в этой области», - переживает Галина Акулина.

Обязаловки нет

Однако глава МИАЦ Владислав Нусинов говорит, что никакой «обязаловки» на приобретение информационной системы «Югра» нет.

«Конкуренция в округе присутствует, - утверждает он. - Вопрос о внедрении единой информационной системы не стоит, мы шли другим путём. К концу 2015 года мы закончили создание интеграционного механизма, который позволит объединить все системы в региональный сегмент единой государственной системы здравоохранения».

Иными словами, все информационные системы, которые работают в медицинских учреждениях Югры, должны объединиться в единый сервис. Он поможет составлять медицинские отчёты, хранить направления на обследования и анализы, амбулаторные карты пациентов и даже сохранять электронные рецепты. Хотя лекарства в аптеке по ним получить пока невозможно, так как аптеки не подчиняются департаменту здравоохранения и не обязаны устанавливать эту систему для получения данных.

«Мы не бежим впереди паровоза, не выкидываем деньги, а только выполняем план, - подчеркнул Владислав Нусинов. - Первым этапом объединили весь поликлинический блок, который должен подавать данные в электронную регистратуру. Вторым этапом мы объединили все медицинские организации. После объединили объекты медицинских организаций. Последний этап - это фельдшерско-акушерские пункты, кабинеты врачей общей практики, кабинеты врачей в школах, которые тоже должны быть объединены в единую сеть передачи данных».

На сегодняшний день из 98 медицинских организаций округа информационная система работает в 65-ти. За последний год на покупку и внедрение информационной системы в больницы и другие лечебные заведения из бюджета округа было потрачено около 100 миллионов рублей. А для того, чтобы система стала полностью работоспособной, нужно ещё около 2 миллиардов.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах