Всё через бумажку
«Собаки прибежали на стойбище, - рассказывает глава родового угодья. - Мы отправились в лес за оленями и стали находить туши убитых животных и собачьи следы возле них».
То, что оленей загрызли именно собаки, а не волки или медведи, подтвердил и ветеринарный врач Варьёганского ветеринарного участка Сергей Васильев: «Собаки - умелые хищники. Две старшие особи обычно бегут по бокам от жертвы, остальные сзади. Если олень не успевает увернуться, собаки цепляются ему в шею, следом наваливаются остальные. И если олень упал, он уже не поднимется».
За неделю собаки загрызли 16 оленей. Чтобы защитить стадо, оленеводы начали отстрел собак. Подстрелили около десятка. А сколько всего их бродит по лесу?
Геннадий вынужден был обратиться за помощью к районным властям. Комиссия, приехавшая на стойбище, тоже подтвердила, что олени погибли не от лесных хищников. Оленье стадо Иуси пострадало бы меньше, если бы на его мольбу о помощи сразу откликнулись нефтяники и администрация района. Но комиссия была сформирована лишь тогда, когда поступило письменное заявление от главы родового угодья. А с того момента прошла целая неделя.
«Нефтяникам мы всё время говорим, что на их буровых есть собаки, - сетует Геннадий Иуси. - Нефтяники обещают отстреливать их. Но одних отстреливают, другие приходят».
Куда идти?
Родовые угодья Иуси находятся почти на границе с Ямало-Ненецким автономным округом. Туда, подальше от нефтяников, в середине 80-х годов прошлого века перебрался его отец. Но теперь нефтяники добрались до Иуси, и почётному оленеводу со своим стадом идти некуда…
У Геннадия есть соглашение с компанией «Ноябрьскнефтегаз». Один из пунктов документа говорит о бережном отношении к родовым угодьям. Но это «бережное отношение» не определено конкретными мерами. Геннадий считает, что пока эти меры не будут прописаны, ничего не изменится. «Надо, чтобы на буровые не привозили собак и чтобы не было пищевых отходов, - считает оленевод. - А ещё нужен закон, который бы предусматривал ответственность за содержание собак».
Начальник управления по вопросам социальной сферы Нижневартовского района Сталина Воробьёва обещала помочь оленеводу. Администрация района возьмёт на себя роль посредника между нефтяниками и семьёй Иуси. Сотрудники администрации помогут Геннадию оформить пакет документов на нефтяную компанию, чтобы та возместила нанесённый ущерб. А ущерб этот, по скромным подсчётам оленеводов, не менее миллиона рублей.
Вот только выплатят ли эти деньги нефтяники или «собачье дело» утонет в бумажном потоке…