Магия цифр
– Сергей Васильевич, люди не доверяют пенсионной системе – в чём причина?
– Государство декларирует выполнение социальных обязательств – обеспечить старость человеку. По мнению большинства людей в накопительный пенсионный фонд изымается наличка из обращения и пускается в оборот: этакий завуалированный займ. Эти деньги как бы берутся на временное хранение, а вместо банковских процентов – рента. При этом правила игры устанавливает государство. Сравните договоры банковского вклада и пенсионного страхования – по первому легко просчитать, когда и сколько вы получите. По второму – невозможно.
Сложные формулы создают иллюзию справедливости, а на самом деле лишь запутывают, как в фильме: «пять на два не делится – на тебе, Базилио, золотой!». Два года назад коллега оформляла выход на пенсию. В московском офисе Пенсионного фонда ей насчитали 22 тыс. руб. пенсии, а в сургутском – 14 тыс. По одним и тем же формулам! Мы с ней, два кандидата экономических наук, попытались сами высчитать по их методике – чуть головы не сломали. После наших «наездов» пенсию в Сургуте ей всё-таки подняли – до 16 тыс.
– И почему система такова?
– Потому что чиновники – это наёмные работники. Они делают то, что требует работодатель, в данном случае – экономить бюджетные деньги. А это противоположно тому, чтобы обеспечить клиентам хороший доход. При этом структуры не могут или отказываются контролировать выполнение социальных обязательств. Как известно, отчисления идут в три фонда – обязательного медстрахования, пенсионный и соцстрах. Сложно понять, на что и когда и какое человек имеет право, – как говорится, разделяй и властвуй! А можно было бы объединить фонды в один, а человеку дать социальную карту. И с ней он сам бы распоряжался средствами – исходя из того, что ему больше нужно. Шёл бы, например, в выбранную больницу, а не по прописке.
Объем отчетной документации – гигантский. Когда я ушёл на пенсию, у меня «украли» почти 1,5 года: не было расшифровки подписи. Откуда отдел кадров знал, что через 20 лет понадобится? И не всегда можно справки о работе взять. Знаю людей, что обратились к «чекистам», – есть такие «предприниматели», предлагают свои услуги на обочинах дорог. У них сканеры, принтеры – сделают любой документ. С ворохом такой «липы» пенсию насчитали больше, чем у меня. Получается, справки фонду нужны, чтобы его не обманули, – но он берет их не сам, а через тех, кто заинтересован в подделке. Вот так у нас: честный проигрывает, кто хитрит – в выигрыше!
Что делать?
– Продвигается идея, что формирование пенсии – это забота исключительно самого человека.
– Государственный Пенсионный фонд получает часть от установленных налогов и сборов и затем выплачивает их в виде особого рода компенсации за вклад работающего человека в формирование ВВП. То есть пенсия – это вознаграждение за вклад в развитие страны, а для неработающих – соцпомощь из гуманистических соображений. Многим хотелось бы приватизировать эту деятельность, нивелировать эту функцию государственного фонда до уровня негосударственного – то есть собрать деньги под благовидными предлогом, «прокрутить» их, а потом, возможно, отдать некую их часть согласно договора. Потому не ослабевают попытки чиновников Пенсионного фонда отказаться от социальной значимости компенсации трудового вклада человека в развитие страны.
– Можно быть уверенным в завтрашней пенсии – если не в размере, то хотя бы в самой выплате?
– Более-менее рассчитывать можно лишь на госструктуру. Вспомним обвал 90-х: лишь Сбербанк как-то компенсировал вкладчикам потери. Но внутренняя политика Пенсионного фонда – экономия, жесткий контроль за расходованием средств – обуславливает низкую доходность.
Негосударственные фонды, в свою очередь, в наших реалиях ничего не гарантируют, счета людей не застрахованы. Случись что с фондом – и вкладчики не получат ничего. То же с иностранными пенсионными фондами, которые обещают: «у вас будет счёт в швейцарском банке!». Но важно понимать – это субсчёт самой организации. Закроется она, закроются и все субсчета.
Впрочем, развал Советского Союза показывает, что даже в госструктуре деньги не защищены на 100%. Нынешним старикам говорят: вы делали вклады в банк в другой стране (СССР), при других правителях, мы не в ответе… Не скажут ли потом того же нынешним молодым?
– Что же делать простым людям?
– Внимательно изучать ситуацию с пенсионными фондами, помнить, что они действуют как рыночные коммерческие структуры и подвержены всем экономическим рискам. Для снижения рисков посоветую «не класть яйца в одну корзину» и создавать «персональный негосударственный пенсионный фонд»: копить, класть деньги в банки, тщательно изучая условия договоров. Учтите, что в случае банкротства банка законом защищены вклады в сумме лишь до 700 тыс. руб. Подкопили – и покупайте недвижимость, хоть комнату в общежитии, хоть квартиру на Большой земле. Будете её сдавать и иметь постоянный доход, а если что, продадите или возьмёте под неё кредит.
– До 1 января нам рекомендовано определиться, сколько процентов – 2 или 6 – отчислять в накопительную часть. Так сколько?
– Как думаете, может человек – выпускник отечественной школы, но не экономист – разобраться в этом самостоятельно? Хотя это и не важно. Ведь сколько именно будет получать будущий пенсионер, никто не скажет даже приблизительно. Сейчас для расчётов в пенсионной системе ввели баллы (вроде трудодней). А их стоимость никто не говорит – мол, потом решим. Как же доверять? Неудивительно, что и программа софинансирования – «рубль на рубль» – не пользуется большой популярностью. Государству люди верят (кто не верил, уже уехал), а чиновникам – нет.