Из книги итальянца С. Соммье «Лето в Сибири среди остяков, самоедов, зырян, татар, киргизов и башкир» (1885 г.), первый русскоязычный перевод которой только что вышел в Ханты-Мансийске. Историк, член Союза писателей России Яков Яковлев представляет рубрику «Иностранцы об Югре и югорчанах».
«Навстречу судьбе»
Утром 16 июля мы – мой друг-переводчик и я – сели на пароход на Иртыше… Наш пароход спускался из Тюмени и двигался к Томску по Иртышу и Оби. На буксире он тянул одну из плавучих тюрем, называемых «ссыльная баржа»…
Это было большое чёрное судно без механизма и мачты, чем-то напоминающее наши канонерки. По прибытию в Тобольск эта баржа была подтянута к пароходу, и узникам было разрешено общение с бродячими торговцами, которые набежали целой кучей. До сих пор активно используется купля-продажа товаров первой необходимости через решётки из толстых железных прутьев, которые превращают баржу в большую клетку. Так, я смог увидеть вблизи этих несчастных.
На рисунке: Сибирский заключенный
Это судно везло 600 человек заключённых и их семей навстречу судьбе. Среди них не было политических преступников; политических перевозят сначала на пассажирских пароходах, а потом на берегу формируют в особые этапы. Мужчины в цепях и одеяниях каторжников – это воплощение преступного духа. Вместе с ними были женщины, судя по их одежде, тоже осуждённые… Мне подтвердили тот факт, что довольно часто женщины пользуются узаконенным правительством разрешением сопровождать в Сибирь осужденных мужей, хотя после осуждения брак аннулируется. Но никто не смог мне ответить на вопрос, много ли случаев такого же отношения со стороны мужчин в отношении своих осужденных жён. Я сильно сомневаюсь, что их много…
…Правительство не наделяет одинаковыми льготами мужчин и женщин. Первым разрешается следовать за жёнами в ссылку, но они должны самостоятельно оплачивать свою дорогу. Женщины же, следующие за своими мужьями, перевозятся бесплатно и по дороге получают вместе с осуждёнными еду и приют, то есть тюрьму. Российский закон позволяет семьям не только сопровождать осужденного в далёкую ссылку, но и помогает бесплатно перевезти его семью, и это очень по-человечески; хотя, возможно, это делается не из желания облегчить страдания несчастных, а с целью заселить Сибирь…
Жёны осуждённых проживают в местах заключения своих мужей, однако не могут вести с ними общей жизни, потому что осуждённые должны пребывать в тюрьме или на каторге; супруги могут встречаться только время от времени, и, находясь в такой изоляции, женщины часто ведут преступный образ жизни и по этой причине дают плохое образование и ужасный пример своим детям…
«Ссыльных в Сибири можно разделить на разные категории»
Ссыльных в Сибири можно разделить на разные категории не только по типам преступлений, но и по способу вынесения приговора. В самом деле, среди них встречаются осуждённые судом в ходе обычного судебного разбирательства, сосланные обычным административным порядком без суда, а также сосланные по решению своей общины. Последний вид наказания самый странный и не имеет ничего общего с нашей системой. Этот «мир», состоящий из членов общины, может определить бесполезность, опасность или вредность кого-то из своих членов и принять решение об его изгнании из селения. После утверждения приговора губернскими властями мужчина или женщина, потерявшие таким образом своё гражданство, перевозятся в Сибирь на средства общины. Там человек сам должен был заботиться о своем существовании…Таким методом каждый год в Сибирь доставляется от 4000 чел., в большинстве своём алкоголиков.
Административным методом, то есть без суда, по воле органов власти осуждают только на поселение (на постоянной и непостоянной основе); так, например, ссылают политически подозрительных личностей. В ссылку по суду люди могут быть осуждены как на подневольные работы, так и на поселение.
Различные виды наказания влекут за собой либо частичную, либо полную потерю всех гражданских прав с отменой брака. Самые серьёзные ссылки отбываются в восточной части Сибири. Именно туда, в основном, отправляют на подневольные работы, именно там находятся шахты, печально известные в истории ссылок. Осужденные на простую ссылку или в ссылку на поселение распределяются между Восточной и Западной Сибирью. Они более многочисленны, но менее несчастны.
Некоторым сосланным на поселение приходится работать на литейных заводах и фабриках, другим служить в домах, однако большинство объединены в колонии земледельцев – это так называемые поселенцы. Свободные, но ссыльные поселенцы – это и есть те, кто после окончания тюремного или каторжного срока не смог вернуться на родину.
По самым достоверным источникам, количество осуждённых с сопровождающими их членами семьи, транспортируемых каждый год через Урал по дороге «Пермь – Екатеринбург», колеблется от 17 до 24 тыс. чел…
Другую категорию ссыльных составляют раскольники или противники государственной религии. В то время как правительство терпимо относится к самым разнообразным религиям, оно проявляет непомерную жестокость в отношении сект, сформировавшихся в сердце православной религии. Русская земля всегда была полна таких сект, и сейчас здесь насчитывается не менее 15 миллионов инакомыслящих.
Если некоторые секты, такие как скопцы, действительно умственно ненормальные, и их на самом деле можно назвать опасными; есть и другие, которые кажутся достаточно безвредными – такие как староверы или «старые верующие». В результате ссылки и добровольного переселения в поисках свободы своего вероисповедания большинство таких сект – например беспоповцы и поповцы (и те и другие – староверы), молокане…, духоборцы и т. д. – представлены в Сибири, где они не только сохраняют свою веру, но и часто обращают в неё новых сторонников…
Продолжение следует...
Яков Яковлев Историк, член Союза писателей России |
Все части «Дневника итальянца в Сибири» Вы можете прочесть в рубрике «Дневник итальянца».