Сфера туризма одной из первых попала под удар пандемийных ограничений. Но нет худа без добра. Прошедший год помог проанализировать обстановку в отрасли, модернизировать её, повысить квалификацию персонала, разработать и запустить новые турпродукты.
Приполярка – «место силы»
Наш регион обладает богатыми туристическими ресурсами. Здесь неповторимая северная природа, множество рек и озёр, глухие урманы, уникальный животный и растительный мир. У этой земли древняя история. Здесь живы культурные традиции коренных народов Севера. Не мудрено, что этнографический туризм обретает в Югре всё большую популярность. Растёт и спрос на активный и экстремальный отдых. «Предлагаем туры на Приполярный Урал Берёзовского района с пешим посещением Зейских озёр, водопадов, кварцевых месторождений, горных хребтов, с переходом через реки и восхождением на гору Неройка (1645 метров над уровнем моря). Полёт на вертолёте, невероятные пейзажи и экологически чистая местность не оставят равнодушным ни одного туриста», – считает заместитель директора ООО «ЮграМегаТур» Елена Мелещенкова. Неройка вошла в путеводитель «60 мест в России, где загадывают желания». Это настоящее «место силы». Территория Приполярного Урала уникальна. Там всё необычно – от ландшафтов до природы. Например, в прошлом году во время экспедиции югорские учёные нашли очень редкий цветок – арнику Ильина. «Растение было отмечено на территории нашего округа всего один раз – в 1966 году в Берёзовском районе. Оно хранится в Екатеринбурге в гербарии Института экологии растений и животных, а вид занесён в Красную книгу Югры», – рассказала заведующая отделом природы Музея Природы и Человека Юлия Скучас.
АиФ-Югра прошел тропой первопроходцев
А ещё местное население рассказывает, что на Приполярном Урале обитает снежный человек, хотя биологам трудно в это поверить. «Мы регулярно встречали следы другого существа, не менее интересного – бурого медведя. Ходили по его дорожкам, он – по нашим, но соблюдая взаимную осторожность», – отметила Юлия Скучас.
По следам Беринга
Ежегодно более полумиллиона человек посещает округ, чтобы погрузиться в самобытный мир коренных народов Севера. Для региона, где число жителей немногим более 1 млн 600 тысяч, показатель достаточно высокий. Между тем у Югры есть ещё один серьёзный ресурс. Регион широко известен как один из центров развития зимних видов спорта, а именно биатлона. «К преимуществам спортивных туристических ресурсов округа относится наличие спортивных объектов мирового класса», – подчёркивает аспирант Института государства и права СурГУ, специалист по государственному и муниципальному управлению Лилия Варыгина.
Не менее перспективными могут быть и межрегиональные туры, связанные с историческими личностями. Недавно Югра была включена в один из самых протяжённых, но не самых популярных туристических маршрутов в мире – от Европы до берегов Аляски – по пути следования Великой Северной экспедиции под руководством Витуса Беринга.
«Туристический маршрут будет проходить по территории Ханты-Мансийска, Сургута и Сургутского района. Русское географическое общество обещало передать властям округа исторические документы и методические рекомендации по проведению экскурсий, а также помощь в продвижении среди туроператоров. Возможно, внимание к этнографическим экспедициям с исторической базой, например Витусом Берингом, Александром Даниловичем Меньшиковым, станет новой возможностью в привлечении туристов в наши суровые северные края», – делится своим мнением эксперт.
Инфраструктура для туриста
Качество сервиса – важнейшая составляющая развития туризма. Подавляющее большинство гостиниц, располагающих уровнем комфорта самого высокого класса, находятся в Санкт-Петербурге и Москве. А что в Югре? Специалисты международной консалдинговой компании изучили впечатления россиян от внутреннего туризма в 82 регионах страны. При помощи искусственного интеллекта они проанализировали в соцсетях и СМИ более 6 млн текстов, посвящённых отдыху. Россияне оценивали туристическую инфраструктуру: гостиницы, кафе, экскурсии, гидов, сувениры. Исследование показало, что Югра находится пока в группе малозаметных регионов. Авторы считают, что недостаточно сильными сторонами туризма в Югре являются именно объекты и сервисы, обеспечивающие комфорт. Вполне ожидаемая оценка. Но эту ситуацию в округе исправляют. Осенью прошлого года стартовал проект «Школа сервиса и гостеприимства». В этом году новый цикл бесплатных тренингов продолжился. «Сейчас, в период «раскачки» туристической отрасли, мы решили повысить компетенции персонала и руководящего состава, чтобы приблизить сферу туризма к международным стандартам», – рассказала руководитель проекта «Школа сервиса и гостеприимства» Евгения Вторушина.
Период пандемии стал для туристической отрасли региона временем перезагрузки. Анализ отрасли показал, что основной фишкой региона является всё-таки событийный туризм, и именно к нему нужно привязывать этнографию, спорт и экоотдых. Ещё одно интересное направление, которое планируется развивать, – инвапутешествия для людей с ограниченными возможностями здоровья. Один из самых крупных музеев Югры – Ханты-Мансийский Музей Природы и Человека, в экспозиции которого есть скелеты древних животных, в том числе и мамонтов, запустил новые программы. Проект «Экскурсии в тишине» предназначен для людей с нарушениями слуха. Устройство «видеогид» без экскурсовода знакомит слабослышащих людей с экспозициями. Сейчас сотрудники музея адаптируют залы для занятий со слабослышащими детьми, чтобы они могли посещать инклюзивные занятия в детской студии и экскурсии музея, узнавать новую информацию и развиваться.
В прошлом году в регионе появился новый ресурс – интернет-платформа Vizitugra.ru. Это справочный сайт с описанием туристических возможностей автономного округа. На нём можно узнать, где, что и когда происходит, как добраться до места назначения, и, конечно, разработать свой собственный туристический маршрут. «Наша Югра – самородок и имеет огромный потенциал. В 2020 году мы создали несколько новых турпродуктов выходного дня, которые, прежде всего, должны быть доступны самим югорчанам», – отметил заместитель директора департамента промышленности Югры Алексей Михеев.
Муксун, язь, юкола и порса...
По мнению специалистов, основной бренд региона – этнографическая гастрономия. Во время поездки в Югру туристы чаще всего интересуются, где купить муксуна. Понять их можно – это действительно главный гастрономический сувенир из ХМАО. Но есть у нас и ещё кое-что интересное и достойное внимания. Например, блюда коренных народов. Основу питания обских угров испокон веков составляли рыба, мясо оленей и диких зверей, дичь. Наиболее лакомым блюдом считалось мясо только что убитого оленя, а из его крови делали лепешки. Считаются деликатесом язык и строганина. Очень вкусны и полезны кедровые орехи и северные ягоды: морошка, клюква и брусника. Последними двумя уже никого не удивишь, а вот морошковое варенье уникально. Рыбу в Югре вялят, жарят, варят, коптят, едят сырой и мороженой (строганина), делают из неё юколу и порсу. Порса – это толчёная мелкая сушёная рыба и кости от копчёной рыбы. Её едят с хлебом. А юкола – рыба сушёная на солнце. Традиционно её готовят в больших количествах на зиму. «Чаще всего гости просят пельмешки из мяса лося, уху царскую из четырёх видов местных рыб (она подаётся с расстегаем из муксуна), оленину с грибами в сливочном соусе, солёные грузди и жареную картошечку с грибами, – рассказывает менеджер одного из ресторанов Ханты-Мансийска Евгения Махиянова. – Из напитков – старорусский сбитень с мёдом и имбирём. Особым спросом пользуются блюда с ярким местным колоритом, из югорских продуктов».
По мнению специалистов, основной бренд региона – этнографическая гастрономия
Местные жители советуют туристам не изобретать велосипед и не ездить по стойбищам в поисках деликатесов, а привезти домой традиционные вкусности, купленные в магазине. Сейчас точек, где продаются деликатесы под брендом «Сделано в Югре» в регионе довольно много. Славится Югра муксуном и сосьвинской селёдкой. Последняя, правда, очень дорогая, за 200 г придётся выложить около 2,5 тысяч рублей. А вот на муксуна цены уже не так кусаются. Туристические гиды утверждают, что отличным гастрономическим сувениром из Югры станет оленина: тушёная, копчёная, вяленая или в составе колбасы – хороша любая.
«Клёвые» места
Рыболовный туризм – ещё одна фишка региона. Здесь есть места настолько богатые крупной рыбой, что за трофеями приезжают даже из других регионов. Составлен даже своеобразный рейтинг самых «клёвых» мест. Например, по словам рыбаков, на Северной Сосьве можно поймать щуку до 20 кг. Это можно проверить, приехав на базу «Бедкаш». Она находится в окрестностях посёлка Игрим Берёзовского района. А в 110 км от Нижневартовск есть база «Тихая бухта». Рыбаки шутят, что щуку, окуня и, конечно, язя здесь можно ловить даже на ложку. На базе «Остяко-Вогульск» – до неё надо ехать по трассе Ханты-Мансийск – Талинка, оборудована этнографическая деревня. Ну и рыбка здесь ловится большая и маленькая. А на берегу озера Красный Яр в Кондинском районе есть база «Глухая». Любите карасей, щук и окуньков? Тогда вам сюда. Ну и куда же без язя – рыба мечты в ассортименте! В 30 км от Сургута расположена база «Еловое». Она входит в топ-3 самых больших в округе. Здесь отличная рыбалка и охота. А ещё можно оленей покормить, сходить в баньку и отведать национальные блюда.