Приехав из тёплой Украины в суровый северный край, как и многие её соотечественники, Олеся Пухальская полюбила Сургут всей душой. Хотя «прирастание» к нему произошло не сразу…
Ты приди завтра в Родыну
- Олеся Евгеньевна, какие ощущения испытали, когда приехали в Сургут?
- Я думала, что здесь всё намного хуже (смеётся). Будучи в Украине, считала, что север - это холод, вагончики и рабочие в тужурках. А когда приехала, то поразилась современному городу. Ковры на уличных ступеньках магазинов и учебных заведений меня просто удивили!
Я не ожидала, что в Сургуте такие красивые и доброжелательные люди! Так случилось, что и профессия моя была здесь востребована - преподаватель музыки с высшим образованием очень нужен был общеобразовательной школе. Учителям были выданы лицензии на право трудовой деятельности, и к работе я приступила сразу. А вот российское гражданство оформила позже. Пять лет никак не решалась, пока не встретила своего будущего мужа. Само оформление гражданства - это огромная трудность. Я три года провела в очередях миграционной службы.
- Вы стояли у истоков создания Украинского культурного центра…
- Ностальгия толкала меня на поиски хоть какого-то «уголка родины». Видя мои переживания, одна из коллег сказала: «А ты приди завтра в «Родыну» - это общественное объединение. Я пришла и сразу включилась в работу. 2002-й был Годом Украины в России, и администрация Президента РФ решила открыть в стране Украинский культурный центр. Поскольку в Сургуте была очень сильна украинская общественность, то решили открыть центр здесь. Ну, а меня назначили его руководителем. Вот тогда я сказала, что Сургут мне по душе. Здесь можно реализовать любые проекты.
Украинец в русском теле
-Ваш муж - русский, Вы - украинка. Кем считают себя ваши дети?
- Мой старший сын говорит: «Я украинец в русском теле». Он хорошо говорит на русском и украинском, возможно, благодаря этому, у него есть способность к изучению других языков. Вообще, всё очень взаимосвязано. Вот у меня смешанный брак с русским. У моего папы мама - русская. У отца моего мужа - украинские корни.
Я бы не делила живущих здесь на украинцев и русских. Мы все - северяне. А менталитет формируется окружающей средой. Поэтому русские в глубинке - одни, в Москве - другие, в Киеве - третьи.
-Что сейчас происходит в Украине, как поддерживаете связь с родиной?
- С 2005 года я поняла, что никогда не буду интересоваться политикой. Когда начались перипетии, которые стали влиять на наше ощущение благополучия и надёжности, я просто перестала вникать в эти вопросы. Так что, связь с людьми у меня сегодня на бытовом уровне. Что касается Украинского культурного центра, то стараемся приглашать артистов с Украины на наши концертные программы, организуем гастроли театров, выставки художников. Проблемы у меня только личного характера: где взять время! Хочется, чтобы в Сургуте появился Дом дружбы народов.
В целом украинцам в Сургуте живётся комфортно. Считаю, что терпимость, толерантность, интеллигентность по отношению к другим народам либо есть в человеке, либо нет. Если нет, то это - зашоренные люди, не развивающие свой духовный мир. Если ты танцуешь кадриль или гопак, то сможешь оценить и лезгинку! Я, например, обожаю дагестанский коллектив «Ватан». Когда вижу их выступление на городском фестивале «Соцветие», у меня мурашки по коже бегут. Наверное, где-то у меня есть и дагестанская кровь! (Смеётся).
-Как поддерживаете свои национальные традиции?
- Мы проводим рождественские вечера. Стараемся пригласить на них звёзд украинской эстрады. А в последнее время справляемся своими силами. У нас есть сургутянка - народная артистка Украины Богдана Павлишин, ансамбль «Купава» получил звание народного коллектива.
Ежегодно устраиваем вертеп - действо с песнями и колядками. Моя мечта - чтобы Украинский культурный центр отпраздновал 100-летний юбилей!