Навыки внучки
- Мария Борисовна, Вы уже знаете, где и сколько раз нужно будет сыграть внучку Деда Мороза?
- В школе, в дайв-клубе (нырять - моё хобби), обязательно дома и, скорее всего, кто-нибудь из знакомых попросит удивить домашних. А мне по душе приятные сюрпризы, люблю дарить людям радость. Потом вспоминаешь, что натворил, целый год. Например, репетировали встречу Нового года в бассейне в прошлом году. По сценарию я сначала была Бабой-ягой, завёрнутой в лохмотья, а потом по ходу дела должна была закрутиться, сбросить эти тряпки и оказаться Снегурочкой, которую заколдовали. И вот я кручусь вокруг своей оси, а балахон зацепился, и пока я с ним возилась, не заметила, как оказалась на краю бассейна и плюхнулась в воду. Вместо прекрасной девушки получился настоящий мокрый водяной дракон.
- А на уроках навыки волшебной внучки пригождаются?
- Частенько. Дети ведь думают, что учитель может всё. И они несут мне портфели со сломанными замками, куртки с отвалившимися «собачками», порванные рюкзаки… Я не знаю, откуда я это умею, но я могу всё починить. И нитки у меня с собой есть, даже когда у девочки розовый рюкзачок порвался, у меня розовая нитка нашлась. А сколько длинных волос девочкам перезаплела, скрепками, резинками подручными закрепляла… В моей жизни тоже случаются чудеса…
- Сейчас много говорят о повышении зарплат учителям, о субсидиях на жильё, ипотеку на льготных условиях…
- А вот в это я уже не верю. Ни в повышение зарплаты (у меня в сентябре она была 19 тысяч с копейками, сказали, что в бюджете денег не было), ни в помощь с жильём. Столько условий на каждое доброе начинание! Например, я не подхожу под категорию «молодой специалист», потому что им считается только тот, кто сразу после окончания вуза пошёл работать в школу, а я пришла не сразу. Всё, я выпала из обоймы. Обратилась в ипотечное агентство, а консультант на собрании мне говорит: «Вы не подходите под «молодую семью», потому что ваш муж - иностранный гражданин». Опять не слава Богу. Разводиться мне, что ли? Но тогда я тем более не «молодая семья». И под категорию бюджетников не подошла из-за мужа, и банки отказали нам в кредите по той же причине. Кругом засады, хотя на словах вроде все могут воспользоваться помощью округа. Писала мэру города, мне ответили, что неправильно сказали в агентстве, обращайтесь к ним снова. И тут настал май - отчёты, бумаги, масса хлопот. Июнь - лагерь, не вырваться. Дальше отпуск, в сентябре - снова бумаги, планы. Так и не дошла я до них.
- А что Вы считаете надо сделать для учителей?
- Дайте нуждающимся жильё! Ничего больше не надо, всё остальное человек заработает сам. Если из 19 тысяч рублей зарплаты 13 отдаёшь чужому дяде, то о чём можно говорить? Я с 16 лет снимаю себе угол, и хорошо знаю, как непросто думать о работе, о каких-то инновациях и презентациях на уроках, если ты каждые несколько месяцев переезжаешь с места на место, если вынужден иногда работать в две смены. Сейчас у учителей прибавилось хлопот с теми же электронными журналами, их абсолютно некогда заполнять в рабочее время, занимаешься этим дома. А если и дома нет?
Паки… иже херувимы…
- Почему с электронными журналами столько хлопот?
- Вот смотрите: чтобы внести в журнал несколько оценок, я должна совершить несколько операций - выйти в список, выбрать фамилию, отметить присутствие ребёнка на уроке, выставить оценку и дать ей объяснение. Обозначить тему, форму контроля (устная, письменная, контрольная) и сохранить. Вы же знаете, какой «качественный» и «быстрый» у нас в округе Интернет. Пока все эти процедуры с каждым учеником проведёшь, пройдёт час, а то и больше. И всё это дублируется бумажным журналом, который тоже надо заполнить. Вроде всё делается для удобства тех же родителей, чтобы они могли контролировать успеваемость своего чада, но всё это ложится на учительские плечи. Мы однажды эксперимент провели: в одну из отчётных бумажек написали ерунду всякую. Никто не заметил!
- Какую самую страшную роль Вам приходилось играть?
- Самое страшное для меня - вести открытый урок. Могу выступить на педсовете, на конференции, провести праздник, торжественное мероприятие прямо «с колёс», что называется, на уроках мы с детьми и шутим, и играем, но как открытый урок - на меня ступор нападает. После одного такого мне завуч говорит: «Мария Борисовна, зачем Вы с первоклашками архаизмы используете?» «Какие архаизмы?» - спрашиваю я. «Я точно не запомнила, но, кажется, Вы сказали «подле» вместо «возле». Получилась ситуация, как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»: паки-паки, иже херувимы… (Смеётся.) Вот так, а я от волнения и не заметила.