В Международный день кукольника, 21 марта, Ханты-Мансийский театр кукол открыл свою «домашнюю» сцену.
Перекати-поле
Она совсем не похожа на ту, что когда-то на зависть всем кукольникам страны предлагал Ханты-Мансийску художник-авангардист Михаил Шемякин. Как было иронично отмечено в видеоролике, предварявшем открытие «домашней сцены», величавый шемякинский корабль (а именно в форме корабля художник видел Ханты-Мансийский театр кукол) скрылся из виду. Уплыл – то ли в романтическое прошлое, то ли в «состоятельное» будущее.
А в настоящем вот что. Всё имущество театра, нажитое за пять лет, было выставлено на улицу, так как хозяин арендуемого помещения решил его продать. И «кукольное царство» наконец-то нашло приют в бывшем магазине, на первом этаже девятиэтажного жилого дома.
Новое помещение оказалось, несомненно, лучше, чем подвал, куда был временно отправлен театральный скарб.
«Представьте себе комнату высотой 2 метра 40 сантиметров, – говорит директор театра Павел Потапов. – О каком спектакле можно говорить, если, к примеру, размер тростевой куклы – около 120 см? В таком подвале даже декорации не разместить. Разве что цех, мастерскую, но не сцену кукольного театра!»
В новом помещении – которое, кстати, тоже передано театру на правах аренды, – потолки выше трёх метров. То, что надо.
Театр – это красиво!
Как и положено театру, начинается он с вешалки. А дальше – небольшой проход, занавески, разделяющие гардероб, сцену, зрительный зал максимум на 40 человек, и несколько квадратных метров свободной площади.
«Это игровая зона, – не без гордости объясняет Павел Николаевич. – Здесь дети вместе с родителями смогут провести время до или после спектакля. Оказывается, есть такая потребность!»
Но ещё большая потребность – привычка ходить в театр. Она появится только тогда, когда народ привыкнет к «кукольному дому», к одному месту. Нельзя чтобы театр сегодня работал в Музее геологии нефти и газа, завтра в КТЦ «Югра-Классик», послезавтра в Доме Дружбы, а потом ещё где-то. Нестабильность театра создаёт немало проблем. Это и текучка кадров из-за отсутствия служебного жилья, и ограниченный репертуар из-за того, что финансирования хватает лишь на мизерные зарплаты, но не на новые постановки. Пока труппе приходится играть лишь четыре спектакля, хотя поставлено более десяти.
У кукольного театра должны быть и своя билетная касса, и программки к каждому спектаклю как память о том, какие актёры играли в нём, кто его создавал.
«Дети должны прочувствовать, понять, увидеть, что кукольный театр – это ещё и красиво, – говорит директор. – У нас ведь очень хорошие художники».
То, что кукольные спектакли привлекательнее мультфильмов, уже ощутили многие. На один и тот же спектакль дети приходят по нескольку раз. Они ощутили энергию, идущую от живого слова.
«Главное – посеять в детских душах зёрна добра, которые несёт в себе кукольный театр, – говорит Павел Потапов. – Они когда-нибудь прорастут».
Ритуал перерезания красной ленты по случаю открытия домашней сцены на Ледовой, 5 решили пока не проводить – директор предложил сохранить её для более значимого события.
Друзья театра кукол пожелали, чтобы новый театральный дом обрёл своего зрителя, чтобы в нём надолго поселились музы творчества и искусства, было всегда тепло и уютно. Ведь, как сказал писатель Василий Шукшин, никому, кроме искусства, до человека нет дела.