БАМовский след
-Виктор Сергеевич, как в Вашей жизни появился кап?
- Во время учёбы в техникуме я проходил практику на БАМе, а потом работал там три года. Обратил внимание на то, как некоторые мои коллеги в свободное время что-то мастерят из красивого куска дерева - капа. Ручку для ножа изготовил по подсказке коллег и надолго забыл об этом занятии.
Вторая «встреча» произошла в одном из центральных магазинов Москвы. Долго я стоял возле ваз и столов, рассматривая рисунки, чем-то напоминающие своей структурой рисунки камней. Третья «встреча» была уже на сургутской земле. После неё кап стал основой моего творческого увлечения. Сначала я просто искал наросты на деревьях. Спиливал их, потом дома очень долго снимал с них кору, и не понимал, что дальше делать. Развешивал на стенах дачного домика, затем пытался обрабатывать, но изделия, высыхая, трескались.
- Где осваивали способы работы с капом?
- Технологию и секреты работы с капом и сувелью нашёл на форумах и сайтах в интернете. Блоггеры подсказали, что дерево нужно выварить. Варил кап долго, и увидел, что получается совсем другой рисунок. Иначе высвечиваются цвет и текстура. А учителем своим считаю Александра Ядрошникова. Это организатор Музея Природы и Человека в деревне Русскинская Сургутского района. Он дал мне первые уроки работы с капом и первым оценивает плоды моего труда.
НАША СПРАВКА | |
---|---|
Кап – нарост на дереве с деформированными направле- ниями роста волокон древесины. Обычно встречается в виде округлого нароста на стволах, ветвях и корнях лиственных, реже – хвойных деревьев, наполненного мелкими древесными узелками спящих почек.
Сувель – гладкий нарост со слабо свилеватой древесиной, без почек внутри. Встречается на всех породах деревьев, в большинстве случаев – лиственных.
|
Сокрытая красота
- Как Вы сейчас работаете с деревом?
- Оборудовал дома мастерскую. Процесс идёт почти непрерывный: одно дерево варится, другое сохнет, с третьим я работаю. Хочу понять, что кроется внутри капа. Ведь дерево даёт такое же преломление цвета, как и камень. Янтарь, к примеру, имеет множество оттенков от светлого до тёмного - таким его создала природа. А игра цвета капа или сувели зависит от того, с какой стороны его отполируешь, как в нём лежат волокна, сколько положишь опилок в воду при выварке. Так я раскрываю скрытую красоту дерева, облачая её в некую форму.
- Вы создаёте изделия необычной формы …
- Кто-то вытачивает фигурки животных, кто-то режет ложки, картины из дерева. Я не художник. Я стремлюсь увидеть структуру и текстуру дерева. Бывает, что некоторые капы лежат до полугода, прежде чем я увижу, что из них можно сделать. Затем убираю часть дерева, которая не имеет рисунка - получаются разные выемки. Это моё видение, которое выработалось с опытом.
Порой оставляю без обработки внешнюю часть капа. Для того, чтобы люди увидели, из чего получается рисунок. Иногда получается интересная по композиции вещь. Я иду по наитию.
- С какими породами деревьев работаете?
- В основном, с берёзой, осиной, сосной. Хочется сварить черёмуху, но надо найти хороший ствол. Был в Свердловске, смотрю, лежит спиленный боярышник. Купил ножовку, отпилил кусок, привёз в Сургут. Все удивлялись: зачем ты, мужик, дерево везёшь? Я ещё не знаю, что с ним делать, но главное, оно лежит у меня дома. Хочу рябину испытать. Можжевельник - это дерево, в которое я влюблён после берёзы. Его много растёт вдоль реки Тром-Аган. В народе его называют «верест». Это дерево имеет очень высокую плотность, не требует выварки, достаточно просто просушить. Из него я ничего не делаю, просто любуюсь. Считаю, что такое чудо природы надо беречь.
- Что даёт вам это занятие?
Успокоение. Я могу сесть и забыться. А голова при этом спокойно может решать стратегические вопросы. Инструменты есть, остаётся найти и заготовить капы для работы зимой.
Технология от Зырянова
- Ищем в лесу кап или сувель и спиливаем его. Лучше сделать это поздней осенью или ранней весной, когда у дерева остановлено сокодвижение. Тогда нарост будет иметь желтоватый цвет и не лопнет при высыхании.
- Очищаем кап от всего лишнего.
- Варим нарост в баке. В воду засыпаем большое количество соли и кладём опилки, чтобы придать дереву естественный янтарный цвет. Процесс варки длится 5-6 часов. Потом нарост сушат в течение месяца-полутора. Потом снова варят. И так до трёх раз. Кора после этого снимается легко.
- Полируем нарост, придаём ему форму, покрываем лаком. Через некотороем время, после первого нанесения лак нужно «стереть» (оштукатурить). Эту процедуру повторять 3-5 раз. Лакировать удобнее тряпичными тампонами, а использовать лучше «Шеллак» - незаменимоеотделочное средство при работе с древесиной.
Смотрите также:
- 82 - это не возраст: Галина Лукина до сих пор работает почтальоном →
- Африканский экшн: югорские авиаторы помогают «чёрному континенту» →
- Сургутянин стал послушником в Афоне →