В Югре, как и в других регионах нашей страны, есть люди, приговорённые к высшей мере наказания. И тема моратория на смертную казнь здесь не менее обсуждаема и болезненна, чем на большой земле. К отмене моратория в автономном округе готовы - суды присяжных работают, и весьма успешно.
Напомним, что с 1 января 2010 года в Чеченской Республике - последнем регионе Российской Федерации, где не было суда присяжных, этот институт будет введён, а, значит, мораторий на смертную казнь автоматически перестанет действовать.
Пленум Верховного суда РФ уже обратился в Конституционный суд с просьбой вынести решение о возможности применения смертной казни - формальных препятствий этому больше нет. Что думают о сложившейся ситуации наши знаменитые земляки?
Заслуженный юрист Российской Федерации, председатель правления Ассоциации женских общественных организаций Югры Любовь ЧИСТОВА:
- У меня по этому вопросу никогда мнение не менялось - смертная казнь должна быть однозначно, пока ходят мерзавцы по этой земле. Когда дело касается терроризма, несовершеннолетних, многочисленных жертв - здесь такая мера наказания нужна. Но я против того, чтобы она применялась к коррупционерам, ворам - они должны отработать и вернуть все средства государству. Конечно, вынося такой приговор, нужно учитывать тяжесть преступления, личность виновного. Но давать негодяям пожизненные сроки - несправедливо. Они, пусть не в полной мере, но пользуются благами общества: им выплачивается пенсия, их содержат. Почему мы должны тратить деньги на них, а не на пенсионеров и инвалидов?
Директор художественной галереи Фонда поколений Югры Владимир НАЗАНСКИЙ:
- Я за то, чтобы высшая мера наказания применялась как можно реже, но в отдельных случаях применялась. При условии полной и несомненной доказательной базы. Потому что когда офицер милиции расстреливает шестерых и получает всего16 лет - это несправедливо. Человечество ещё недостаточно совершенно, чтобы отказаться от смертной казни как сдерживающего фактора.
Мастер спорта международного класса по плаванию Степан ГАНЗЕЙ:
- Я больше склоняюсь к применению смертной казни. Но этот вопрос должен быть настолько серьёзно проработан в Госдуме, чтобы не было судебных ошибок и незаконных казней. Большая ответственность будет лежать на следователях и судьях.
Председатель совета ветеранов г. Ханты-Мансийска Анна Экономова:
- Я за смертную казнь для тех, кто насилует детей, - это нелюди. За убийство надо рассматривать в каждом отдельном случае. Для других же высшую меру наказания, я считаю, применять не стоит.
Председатель регионального отделения партии "Яблоко" Юрий ШАГУТ:
- Сложно сказать что-то однозначное. С одной стороны, я считаю, что смертная казнь нужна - общество не готово вести себя прилично, а с другой стороны, и об этом тоже стоит задуматься - не мы дали жизнь тому или иному человеку, не нам её и отнимать.
Как вы относитесь к отмене моратория на смертную казнь?
"За"
Игорь, бывший заключённый:
- Я сидел не за убийство, но тех, по кому электрический стул плачет, видел. Как были сволочами, так сволочами и остались. Они просто живут на зоне по-другому, приспосабливаются: свои законы, свои интриги - горбатого могила исправит. Я за отмену.
Алексей Кошелев, студент:
- Высшая мера наказания - лучший способ избавить общество от грязи. Конечно, при условии стопроцентной доказанности вины обвиняемого. Народ не должен кормить террористов, серийный убийц и так далее.
Маргарита Щербина, менеджер:
- Даже если смертную казнь не будут применять, но она официально будет разрешена, на преступников это произведёт должное воздействие. Это всё равно, что поставить виселицу на всеобщее обозрение на главную площадь страны. Главное - испугать.
"Против"
Валентина, служащая иконной лавки:
- Бог нам дал жизнь, только он и имеет право её забрать. Немало преступников приходят в тюремные храмы, исповедуются и начинают смотреть на жизнь по-другому. Каждому нужно давать второй шанс.
Андрей Луговской, водитель:
- Смерть - разве наказание? Это избавление. Так что нечего их сразу на тот свет отпускать. Пускай отмучают, отработают своё преступление в колонии, пусть им даже всю жизнь придётся это делать. А умереть - это легко отделаться.
Дмитрий, сотрудник УИН УВД:
- Человека наказывают для того, чтобы он осознал свои ошибки. А смерть не даёт шансов. Это кара, признание того, что человек не имеет права на жизнь. Но оно даётся нам от рождения. Я за конституционные права человека без оговорок и исключений.