В 16.42 диспетчеру сургутской станции скорой помощи поступил звонок: через 10 минут совершает посадку вертолёт санавиации. Необходимо транспортировать от аэропорта в больницу семерых пострадавших в аварии на трассе Салым - Сургут, двое из них - в особо тяжёлом состоянии. Принято решение направить 3 команды - врачебную, фельдшерскую и экипаж реаниматологов.
Вызов принят
За сутки в службу 03 поступает порядка 300 звонков. В пик массовых простудных заболеваний - более 550. Число экипажей, заступающих на дежурство, зависит от многих факторов - времени года, общей ситуации. Сейчас каждые сутки дежурит 22 бригады. В часы пиковой нагрузки (с пяти часов вечера и до полуночи) работают дополнительно до 6 бригад. За одну смену "скорая" проделывает путь в 100 километров. По существующим нормативам станции медпомощи должны располагаться так, чтобы до любой точки города можно было добраться за 20 минут. Это в идеале. Город растёт, а на весь Сургут по-прежнему всего две подстанции. Планы строительства нового пункта "скорой" в 32-м микрорайоне существуют пока лишь на бумаге, а необходимость в подстанциях уже назрела в микрорайоне Нефтяников и у железнодорожного вокзала. Это первое обстоятельство, из-за которого жителям отдалённых районов приходится ждать помощи дольше, чем жителям центральных районов.
16.50 Машины мчатся в пункт назначения. Путь до аэропорта длиной почти в 9 километров первая линейная бригада "скорой" преодолеет за 13 минут. Можно и быстрее, но магистрали города буквально забиты автомобилями - час пик. На нашем пути - 8 светофоров и несколько нерегулируемых пешеходных переходов. Большинство автомобилистов уступают дорогу: перестраиваются, съезжают на обочину, снижают скорость. Но участниками движения являются не только машины. На одном из пешеходных переходов мужчина буквально в сантиметре от автомобиля спешит перебежать дорогу. Водитель "скорой" вынужден притормозить, чтобы самому не стать виновником ДТП.
17.05 Экипажи "скорой" в аэропорту. Постороннему человеку может показаться, что здесь царит суматоха. Фельдшеры и врачи бегают от вертолёта к машине, заводят в салон пострадавших, укладывают их на носилки. На деле же - все действия отточены до мелочей, порой и слова не нужны - каждый точно знает, что ему нужно сделать.
Врач "скорой" - это не профессия
17.11 Обратная дорога. Водитель едет со скоростью не более 80 км в час - в салоне пострадавшие, а на дороге гололёд. То и дело в салоне раздается "Не спи, открой глаза!". Это врач Тамара обращается к одному из пострадавших, у него - открытая черепно-мозговая травма и сотрясение мозга. "Я всегда прошу, чтобы человек даже в самом тяжёлом состоянии не закрывал глаза. Когда я вижу открытые глаза, понимаю - мы сумеем довезти его живым", - скажет она потом. И ещё признаётся, что, несмотря на все сложности по-настоящему любит свою работу. "Врач скорой помощи - это не профессия, это состояние души. Для нас нет ничего лучше, чем выживший и открывший глаза пациент. Куда бы не уходил врач из "скорой", он обязательно вернётся, потому что не сможет работать без той доли экстрима, что есть у нас. Это и называется призванием".
Внезапно машина делает резкий манёвр. Классика жанра: "неотложку" "подрезал" джип с "крутыми" номерами. Не остановило водителя даже то, что по дороге следовали сразу 4 спецмашины - показатель масштаба случившегося. Стоит ли говорить о том, что для людей, которые чудом выжили в автокатастрофе, любое резкое движение - новая боль?
"От пробок спасает то, что хорошо знаешь город, объезжаешь дворами. От действий других участников движения не спасёт ничего", - расскажет позднее Фидан Габдуллин, водитель "скорой" с шестилетним стажем. "Но если по дорогам и удается проскочить, - продолжит главный врач городской станции скорой медицинской помощи Владимир Ершов, - то во дворах может ждать настоящая беда. Всё заставлено машинами, припаркованными где попало. Начнутся снегопады - проблем станет ещё больше. Человек, бросая машину, не думает о том, что здесь могут именно его нести на носилках".
Есть ещё одна причина, которая мешает "скорой" приехать вовремя. Это категория людей, которые любят вызывать на дом "неотложку" "от скуки", от недостатка внимания и заботы, по любому поводу. А игнорировать вызовы нельзя. Ho, пoкa врачи paбoтaют c тaкими пaциeнтами, дpyгим, действительно экcтpeнным бoльным пpиxoдитcя ждaть. Ещё одна преграда на пути - нежелание пациентов отвечать на вопросы диспетчера "скорой". А ведь от правильной информации зависит приедет на помощь фельдшерская бригада или спецэкипаж, одна машина или несколько. Порой экипажу уже на месте приходится вызывать подмогу, потому что сразу не была получена необходимая информация.
В среднем на десять вызовов приходится один-два "проблемных" - с пробками, нерадивыми водителями, неработающими домофонами и загромождёнными дворами.
17.33 Машины скорой помощи прибыли в травмцентр. Уже через десять минут фельдшер объявит по рации: "Первая бригада свободна", и экипаж отправится по новому вызову.