Примерное время чтения: 5 минут
48

Хранитель истории

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ - Югра 12/05/2011

Несколько лет назад на одном из парадов 9 мая краем уха уловил фразу, сказанную отцом сыну: "С ветеранами надо осторожно. Как с атомной бомбой". Сказано это было с уважением, в том ключе, что мы должны быть максимально деликатными при общении с ними. Ведь тем, что мы живём, мы обязаны не только матери с отцом, но и каждому из них.

Об этом мы и говорили с председателем Окружного совета ветеранов Надеждой Кумировой.

Перекованные войной

- Надежда Ивановна, как вас судьба забросила в Ханты-Мансийск?

- Я родилась в семье ссыльных, сосланных из Челябинской области в феврале 1930 года. Когда моих родителей сюда перевезли, тут, кроме леса, болот и оврагов, ничего не было. Там, где сегодня проходит улица Логовая, родители вырыли землянку. Они труженики были великие! Район улиц Октябрьской, Логовой и Пионеркой стали называть Перековкой - он должен быть "перековать" людей.

Жили там, в основном, ссыльные, трудолюбивые люди. Отец был плотником, мать - чернорабочей. Валили лес, заготавливали древесину, строили дома. И себе через несколько лет построили маленький домик. В лесу брали ягоды, грибы и орехи. На всю зиму в сенях стояла бочка с брусникой и бочка с капустой, а клюкву в мешках хранили. Купили швейную машинку - и мама обшивала весь город: и начальников, и рабочих, тогда в моде были и вышитые сорочки, и шторы, и салфетки.

- Но война и вас коснулась, несмотря на то что ваши родители были ссыльными...

- Да, не прошла она мимо. В первый год войны ссыльные продолжали работать, но вот в 1942, когда враг подошёл к Сталинграду, призвали и их. Отцу пришла повестка в октябре. Путь из Ханты-Мансийска был один - по воде. Все собрались и ушли на причал, но вечером вернулись - пароход не пришёл. А пароходы были колёсные, шли медленно. И каждое утро мужчины строем уходили в Самарово на пристань ждать парохода. И снова вечером возвращались домой. Так повторялось двадцать дней подряд. Ссыльным, наконец, объявили: если сегодня пароход не придёт - все остаются. Жёны и матери ждали этого дня! И вдруг вечером вдали показался дымок. Пароход всё-таки пришёл. Ссыльных увезли в Черёмушки под Омском на военные сборы, а оттуда - под Сталинград. Мать получила от отца два письма: первое - со сборов, второе с фронта, где отец писал, что 31 декабря он умывался в Волге. А 5 января его убили. Сына, который родился после его ухода, отец так и не увидел.

- Как сложилась ваша судьба и судьба вашей мамы после такой трагедии?

- Мама замуж больше не вышла - очень любила отца. И всю свою жизнь посвятила нам, детям. А вслед за ней и я - но уже чужим. Более тридцати лет отдала педагогике. В 1990 году оформилась на пенсию, и меня пригласили работать заведующей пенсионным отделением на дому. В 1998 году состоялся организационный пленум, меня избрали заместителем председателя совета ветеранов. Вот тогда меня судьба с ветеранами и свела.

Заботы много не бывает

- А сами ветераны руководят ветеранским движением?

- Лишь в Нефтеюганске, Пётр Васильевич Кузнецов стоит во главе отделения совета ветеранов. Но и у него есть помощница. Ветераны ведь далеко уже не молоды, самому младшему из них - 84 года. В сентябре мы проведём семинар на базе Сургутского райсовета, будем обучать вновь избранных председателей. Работы у нас невпроворот: это и патриотическое воспитание, и встречи, и увековечивание памяти. Многие школы и улицы в Югре носят имена героев. История должна жить в потомках. Ветеранов может и не стать - но все они здесь, со мной, вот в этих документах, письмах и фотографиях.

- Как сегодня живут ветераны участники Великой Отечественной войны?

- Вот именно сейчас - хорошо. Конечно, это нужно было бы раньше сделать - но главное, это сделано. Участники переехали из старого жилья в новые квартиры. Ветераны говорят: "Половину пенсии даже внукам отдаём, нам хватает". Вот у тружеников тыла с жильём похуже дело обстоит, но всё равно у них есть свои льготы. Например, 100% региональная льгота по компенсации оплаты за жильё и телефон. Даже участники ВОВ иногда возмущаются, потому что у них - всего лишь 50% федеральная компенсация. Труженикам тыла на селе тяжелее всего - жилья нового нет, а условия жизни в деревнях тяжелее.

- Часто с ветеранами куда-то выезжаете?

- Выезжали бы чаще, но многих ветеранов мучают болезни и старые раны. Это больше нужно школьникам - для них гораздо важнее впитать в себя дух Победы, узнать историю своих прадедов. Хотя не так давно наши воины-старики летали в Берлин, побывали на Зееловских высотах, которые брали в 1945. Там, кстати, наш Виктор Башмаков руку потерял. И греет сердце, что в Берлине к нашим ветеранам относятся как к родным.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах