Я могу определить, что наступила весна, не заглядывая в календарь. Под окном по ночам мотоциклисты гонки устраивают. А недавно меня на пешеходном переходе мальчишка на скутере чуть не сбил – я пенсионер, хожу медленно. Есть ли на них хоть какая-то управа? Совсем правил не знают!
Д.Патранов, Сургут
«Безголовые всадники»
Статистику по этому году приводить рано, но прошлогодняя говорит сама за себя: более десятка погибших югорчан в результате ДТП с участием мотоцикла - в одном только Сургуте погибли 7 мотоциклистов. В этом году сотрудники ГИБДД выписали любителям скорости несколько десятков штрафов.
По словам инспекторов, мотоциклисты попадают в аварии чаще всего из-за отсутствия навыков управления своим «железным конём». За руль автомобиля редко кто садится, не пройдя обучение в автошколе, а бесправных мотоциклистов пруд пруди. В том же Сургуте лишь одна автошкола готовит водителей категории «А». И сказать, что желающие стоят в очередь, нельзя.
«Меня удивляют ребята, которые учатся ездить на пустырях, а в автошколу не заглядывают, - говорит байкер Юрий Ковтун. - У меня 27 лет стажа на автомобиле и 24 - на мотоцикле. Уверен: большинство аварий происходит потому, что байкеры считают себя быстрыми и неуязвимыми. Сам за собой замечал: когда я на байке, хочется пролезть между машинами, обогнать всех на светофоре, рвануть первым… Но сдерживаюсь: стою в общем ряду, стараюсь не превышать скоростной режим. Мотоцикл не даёт сверхспособностей. А правила дорожного движения едины для всех. Я был на слёте байкеров в Германии. Там мотоциклисты сами за порядком на дорогах следят, полиции помогают».
«Другая психология»
В Сургуте зарегистрировано более 2000 мотоциклов, а незарегистрированных в несколько раз больше. У них нет номерных знаков, водители часто ездят без защитной экипировки, а получать права считают необязательным.
«Самые распространенные нарушения - отсутствие категории «А» у водителей мотоциклов, - говорит заместитель начальника ОГИБДД УМВД России по Сургуту Евгений Духовников. - Многие транспортные средства не зарегистрированы в установленном порядке. Часто встречаются водители, управляющие кроссовыми мотоциклами. Такие вообще не должны эксплуатироваться на дорогах общего пользования - только в специально отведённых местах».
В США, к примеру, мотоциклов больше, чем в любой другой стране. Практически каждый владелец имеет права, страховку, номерной знак, шлем, специальную защиту, аптечку, отметку о пройденном ТО. Мотоциклист на байке без номерного знака – потенциальный преступник.
«У нашего человека психология меняется, когда он пересаживается с машины на мотоцикл, - утверждает психолог Ирина Скворцова. - Когда водитель машины видит пешехода, он притормаживает. Когда пешехода видит байкер, он думает: успею! проскочу! газу, газу!! А пешеходу трудно соотнести расстояние до мотоцикла и время, за которое байк покрывает этот путь. Мотоциклисту трудно сдержать себя и плестись в общем потоке со скоростью 60 км/час, зная, что по разделительной полосе можно пролететь под 120 км/час, а на пустой трассе выдать все «двести». Эту сдержанность нужно прививать в автошколе - потом будет поздно. У меня сын ездит на байке. Но мы купили его только после того, как он сдал на права. Поступать по-другому и дарить своему ребёнку мотоцикл без обучения - преступление по отношению к жизни своих детей и других людей».