В Югре закончились съёмки одного из сложнейших эпизодов документального фильма о Троцком – побег революционера из ссылки в Берёзове. Главную роль играл наш земляк Егор МОРОЗОВ.
О пути на сцену из сибирской глубинки, о революционерах в жизни и в искусстве, о главном зимнем празднике размышляет молодой артист.
В ГИТИСе – не учат?
- Егор, как вы стали актёром?
- С первого курса юрфака играл в КВН, потом были СТЭМ и театр-студия «Отдыхай!». В 2011 году на кинофестивале «Дух огня» режиссёр Райхельгауз увидел выступление нашего театра и пригласил меня поступать в его мастерскую. Я не мог не поехать! Перед отъездом в Москву пришёл к своей первой учительнице, Ольге Ефимовне Осиповой, рассказал о своих сомнениях - она улыбнулась и сказала: «Поступишь!». Так и случилось. Четвёртый год учусь в ГИТИСе, в мастерской Райхельгауза. Ощущать рядом кого-то, кто верит в тебя, – важно!
- Чему учат актёров?
- В начале обучения нас ошарашили: - «Мы вас ничему учить не будем». Я думал: как так, в ЮГУ учили, а в ГИТИСе нет? Потом понял: стать актёром можно, лишь практикуясь. Обучение в театральном вузе - вещь интимная, в мастерской все - ближе родственников. Проходят такие тренинги, такие вещи на них говорят, что не все родные знают. Зашедший с улицы может подумать, что попал в секту: то все кричат одновременно, то прыгают… К примеру, упражнение на внимание: два человека сидят рядом и читают книги вслух. А потом каждый должен рассказать содержание и своего текста, и соседского!
Райхельгауз всегда говорит: - «Если можете не заниматься этой профессией - не занимайтесь!». Так он даёт понять, что сценой много не заработать, пройдут годы, пока станешь мастером... Это не пугает: лучше голодать, но заниматься любимым делом, чем быть сытым и ненавидеть свою работу.
Революция или эволюция?
- Боретесь за роли?
- Если и борюсь, то лишь с самим собой. Есть тысячи персонажей - в каждом можно найти что-то своё!
- И что же нашли в Троцком?
- Троцкого я играю в документальном фильме о его побеге из ссылки в Берёзове. Это фильм телекомпании «Югра». Главные консультанты в работе над ролью - мои родители, учителя истории. Троцкий был сложным, ранимым человеком, с чутким умом. В 19 лет надолго попал в «одиночку» - наверное, там и укрепился в мыслях добиться признания, власти. Считая себя несправедливо обиженным, не видел другого пути, кроме как с большевиками. Была и весьма интересная личная жизнь. Словом, есть что играть!
- Расскажите подробнее о съёмках.
- В ноябре снимали сцены побега. Погода подыграла, что бывает нечасто: как и в реальных событиях, стояли тридцатиградусные морозы, сосульки на усах и бороде были самые настоящие! Как известно, для побега была разработана целая операция: одну повозку с коровьей тушей пустили по ложному пути, в другой, под медвежьей шкурой и заваленный сеном, лежал сам Троцкий. Эту шкуру, а также тулупы, дублёнки и кое-какие другие вещи нам дали для съёмок жители деревни Ягурьях. Они с радостью помогали, а несколько бабушек даже снялись в фильме!
- Что было самым сложным?
- Выдержать мороз. Погреться в машине получалось не всегда. Хотя команде – режиссёру, операторам и другим - пришлось ещё дольше находиться на улице. Но бывает и по-другому. В фильме «Лёгок на помине» я играл альпиниста. Съёмки шли в помещении: я и Володя Яглыч сидели в тёплой одежде на искусственном снегу, у костра, который «изображала» газовая горелка, за нами был зелёный экран, который на компьютере потом заменили горным пейзажем. Пот лил рекой, то и дело ассистенту приходилось его вытирать. Скинули, думаю, по паре килограммов.
- Троцкий - бунтарь. Есть место таким в современной жизни?
- Ежи Гротовский (польский театральный режиссёр – прим. ред.) был отчислен из ГИТИСа за профнепригодность, Анатолий Васильев лишился своего театра, был запрещён в нашей стране и уехал, а теперь - живой классик. Райхельгауз сменил несколько университетов, везде уходя с конфликтами, прежде чем смог-таки поступить в ГИТИС. А Высоцкий? А Михаил Ефремов? У нас, в театре и в кино, без бунтарства нельзя. Я, например, охотно участвую в творческих экспериментах.
Можно ли без революций? Эйзенштейн, Дисней, Станиславский, Чехов были революционерами в своём деле. Что же касается революций политических, то, видимо, бывают такие условия, когда они неизбежны.
- Троцкий боролся с царизмом. С чем хотите бороться вы?
- С невнятностью, глупостью и ханжеством. Но так, как я умею, доступными средствами - честно и хорошо занимаясь своей работой. Я за мир! (улыбается)