Три месяца прошло с тех пор, как глава Югры Наталья Комарова начала работать с муниципальными образованиями в новом формате: приезжая в ту или иную территорию на несколько дней и с головой погружаясь в ее проблемы. За это время уже как только не называли в СМИ работу главы региона – и «мастер-классами для чиновников», и «публичной поркой местных властей», и «решением проблем в ручном режиме». Но сейчас, после семи губернаторских поездок, стало ясно, что Наталья Комарова ездит в территории не преподавать, пороть или разводить тучи руками. Это системная работа, которая призвана поднять местное самоуправление в Югре на качественно иной уровень.
Власть – сервис
Если почитать публикации СМИ после первой поездки, можно найти там выражения типа «раскритиковала», «всыпала», «пропесочила» и так далее. Не без удовлетворения упоминали, что глава региона учинила местным властям разнос. Возникло даже ожидание – а вот сейчас кто-то слетит со своего поста! Этого не случилось. Как не случилось и потом – после трехдневной поездки губернатора в Сургут, где к местной власти у народа тоже накопилось немало претензий. Градус народного недовольства был достаточно крепким и в Нефтеюганске, и в Сургутском районе, где Наталья Комарова работала 8-9 апреля. Но теперь уже стало окончательно ясно – глава региона ездит в муниципалитеты не для того, чтобы кого-то «песочить». А для того, чтобы налаживать коммуникации внутри местных сообществ.
Одна из главных идей, с которыми глава региона приезжает в муниципальные образования, можно сформулировать короткой фразой: «Власть – это сервис». Не сакральный институт, перед которым нужно падать ниц и бояться, а предприятие сферы услуг. Любой чиновник – наёмный менеджер, которого нанял на работу не мэр, не губернатор, не президент, а местное сообщество – единственный источник власти. Этот простой (и, кстати, отраженный в Конституции РФ) факт, к сожалению, пока осознают далеко не все.
У нас на районе
Работая в Сургутском районе, Наталья Комарова дважды встретилась с общественностью – в Лянторе и в поселке Белый Яр, куда также приехали жители поселков Федоровский, Солнечный, Барсово и других.
Подавляющее большинство вопросов, с которыми пришли жители на эти встречи, касалось проблем ЖКХ и расселения аварийного жилья.
Неважно в районе обстоят дела со взносами на капремонт – собирают всего 37%. А между тем, в долгосрочную программу капремонта входят 576 домов, на 2015 год запланировали ремонт в 25 домах.
«Если мы не будем по-житейски собирать деньги на уход за своим имуществом, то не сможем его содержать в достойном состоянии, - подчеркнула Наталья Комарова и заметила, что даже сам муниципалитет ходит в должниках, так как не внёс на капремонт принадлежащего ему жилья почти 650 тысяч рублей. - Если вы не платите как собственники, то и граждане не платят вслед за вами. И так не должно быть».
Остро стоит в Сургутском районе и тема расселение аварийного жилья. В первоочередном списке на снос стоит сейчас 32 дома, однако лишь один из них снесут в этом году – в Лянторе. Такие темпы никого не устраивают, и Наталья Комарова призвала местную администрацию их ускорить. То же самое касается и балков, которые в основном сосредоточены в поселке Белый Яр.
Люди также озадачивали главу региона многочисленными вопросами, которые вполне способна решить местная власть и управляющие компании – например, врио губернатора пришлось лично «разрулить» вопрос с текущей канализацией в одном из жилых домов.
«Мы бросили людей один на один с проблемами ЖКХ. Так нельзя», - сказала глава региона руководителям муниципалитета.
Отвечаем за себя
Жизнь города или района – это предмет общей ответственности власти и населения. Такая идея прочно главенствует на всех встречах, которые проводит глава региона в муниципалитетах. Местное сообщество вправе самостоятельно решать, что им нужно – ровные дороги, чистая вода или хоккейный корт. Для этого активно участвовать в публичных слушаниях. Но при этом понимать, что местные бюджеты не бездонны.
«Каждый муниципалитет должен за свою жизнь отвечать. В соответствии со своими полномочиями. ЖКХ – это компетенция органов местного самоуправления. И я добиваюсь этого понимания, - сказала Наталья Комарова жителям Сургутского района. - Потому что хватит уже президенту нам сети строить и дома аварийные сносить. У него это не записано в компетенции. Он отвечает за внутреннюю политику, за внешнюю политику, за безопасность государства. А всё остальное мы с вами должны сделать. Это нам всем понятно? Я сюда приехала и работаю здесь сейчас именно для того, чтобы мы все это понимали и умели организовать свою работу. А не ждать, когда нам дадут деньги, и сказать о том, что у нас их не хватает. Не хватает, значит, не умеем зарабатывать. Не умеем зарабатывать – надо учиться».
Поэтому, когда глава региона соберется на пару-тройку дней в ваше муниципальное образование, не стоит думать, что она на раз решит все проблемы, накажет виновных или накормит голодных. Нет. Улучшить жизнь в своем городе, районе, селе могут только сами его жители.
Что ещё волнует жителей Сургутского района?
- неорганизованные парковки во дворах;
- в Лянторе нет морга;
- Лянтору нужен новый полигон ТБО;
- парковки для инвалидов занимают другие машины;
- низкое качество питьевой воды;
- затянулось строительство дома в Солнечном;
- детям ДНТ «Барсовское» трудно добираться до школы;
- РЖД отсудило землю у ДНТ «Обский»;
- в Белом Яру нужна новая поликлиника;
- в Солнечном переполнены детсад и школа.
С чем жители Лянтора пришли на приём?
Валентина ПОЛЯКОВА:
- Я пришла со словами благодарности. В июне-месяце я была на приеме. У нас сложилась трудная жизненная ситуация, и мы обратились за помощью к Наталье Владимировне. И она, не откладывая в долгий ящик, решила нашу проблему. Чисто по-человечески оказала посильную помощь нашей семье. Сегодня я пришла сказать ей огромное спасибо, пожелать самых надежных друзей и коллег.
Галина КОЖЕМЯКИНА:
- Наша общественная организация многодетных семей обратилась с вопросом по поводу предоставления помещения. У нас было помещение, переданное администрацией Сургутского района в безвозмездное пользование. Теперь оно передано городу Лянтору. Изменились условия договора, по которым мы должны оплачивать коммунальные услуги. Но мы не занимаемся коммерческой деятельностью, у нас нет средств. Вопрос решили – мы будем располагаться в центре «Содействие».
Любовь НАДЕИНА:
- Ой, у меня было несколько вопросов. Например, у нас в больнице нет врача-кардиолога. Ещё нет аппарата, чтобы лечить гланды – ради 10 минут лечения тоже приходится ездить в Сургут. А самый большой вопрос был по школе, которая течёт – дети не могут физкультурой заниматься. Внук мне пожаловался, что соревнования срываются. Наталья Владимировна каждую проблему записала, назначила ответственных и сроки. Мне очень понравилось. Хорошо бы, если она к нам приезжала хотя бы два раза в год.