Примерное время чтения: 5 минут
490

Югорский писатель Павел Черкашин – о «зомбоящике» и книгах вскладчину

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. Аргументы и факты - Югра 18/12/2013

Выгодная Барто

– Дети почти не читают. Виноваты компьютеры, родители или школа?

– Ни к чему искать виновных, просто сейчас такое время. Мир медленно, но верно переходит на новые источники информации – кстати, более доступные. Это нормальное развитие общества. Когда-то ведь и бумажных книг не было.

– Но ведь сегодня и электронной «читалкой» не всякого ребёнка заинтересуешь…

– Мои дети читают. Если вся семья уставилась в «зомбоящик», ребёнок последует примеру взрослых. Дети ещё читают там, где сохранился культ книги, знакомый нашему поколению. Когда я был маленьким, вокруг читали все – друзья, родители. Тенденция активного чтения в России формировалась ещё с начала двадцатого века. Тогда продвигалась общегосударственная идея борьбы с неграмотностью: ликбезы, избы-читальни, литературные десанты, и всё это раскручивалось, как динамо-машина, подогревая интерес к книгам. На этом выросло несколько поколений. А потом как обрубило.

Досье:
Павел Черкашин родился в 1972 году в селе Мужи ЯНАО. В 1996 году окончил филологический факультет Тюменского государственного университета. Ветеран боевых действий на Северном Кавказе. Поэт, прозаик, журналист, фотохудожник. Член российских Союза писателей, Союза журналистов.

Народ осекли множеством финансовых и бытовых проблем. Некогда было читать, надо было выживать. Но уже прошли времена, когда бизнесмены считали, что главное – уметь зарабатывать. Сегодня успешным может быть только образованный человек. Читать придётся! Куда важнее говорить не о чтении, как таковом, а о качестве детской литературы.

– Для взрослых издают то, что хорошо продаётся. А для детей?

– Абсолютно та же ситуация. На виду – с десяток раскрученных имён. А ведь сегодня в России – не менее двух сотен талантливых авторов, пишущих для детей. Но в наших реалиях писатель вынужден издавать книги за собственный счёт, на свой страх и риск, или искать спонсора, который за рекламу на обложке отслюнявит какое-то количество купюр. Если раньше детская книга выходила тиражом в сто тысяч, то сегодня для Югры пятьсот экземпляров – уже много. Этого хватает только на библиотеки округа, где книга нередко лежит мёртвым грузом. Тут уж не до продажи. Да и магазинам югорская книжка неинтересна. Они привыкли работать на всём готовом. Казалось бы, несложно организовать презентацию автора, как в столице. Но проще по старинке торговать Успенским и Барто, которых наверняка купят.

В собственном соку

– Новые авторы на полках магазинов – это качественная литература?

– Кто в лес, кто по дрова. Если есть деньги, можешь издать хоть матерные частушки для детей. Тут уж добрым словом вспомнишь советскую цензуру. Качественная литература есть, хотя гораздо чаще встречаются вещи неоднозначные. Много приключенческих книг с неплохим, захватывающим сюжетом, но в которых нет морали. А для русского человека необходимо, чтобы книга воспитывала, что-то давала для души.

– Югорские книги для детей… Где они?

– Ну как же, а Андрей Тарханов? Его последней книге повезло, издана тиражом в тысячу экземпляров. Но такая удача выпадет не всем. Поэтому детские писатели издают коллективные сборники – вскладчину дешевле. А дальше – кто во что горазд. Договариваются со школами и библиотеками, чтобы провести встречи с детьми, распространяют информацию в Интернете.

Зачастую новость о книге передают просто из уст в уста. Почитал, понравилось, рассказал знакомым. Недавняя книга хантыйских сказок Володи Енова разошлась быстро, тиража даже не хватило. Вообще в югорской литературе есть некоторый перекос в область фольклора коренных народов. Но что поделаешь, мы – национальный округ.

– Тарханов, Енов – давно знакомые авторы. А есть новые имена?

– Забавно, но на сегодняшний день я – самый молодой писатель в Югре. Пытаемся искать самородков среди детей и молодёжи. Но для большинства ребят нет других стимулов, кроме желание победить в конкурсе или школьной «обязаловки». Дети не воспринимают этот труд как серьёзную профессию. Ведь это не средство дохода – ты только вкладываешь душу и деньги. А результат может быть виден лишь через многие годы. Нет единой системы издания и распространения книг. Литература в целом держится на энтузиастах, а детская – особенно.

– Изменить ситуацию возможно?

– Детская литература не может существовать на самоокупаемости. Нужна воля властей. Если сравнивать с другими регионами, у нас ситуация не такая плачевная: округ выделяет гранты, поддерживает талантливых авторов премиями. Но на федеральном уровне нет системной работы. Общегосударственные проблемы затормозили развитие литературы. А период межвременья на исходе. Серые и бесцветные книги скоро исчезнут – их уничтожат запросы самих детей, которые хотят большего и лучшего. Определятся новые формы чтения, и впереди – новый подъём.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах