В сентябре 2014 года в федеральном и региональном пространстве будет представлен социальный проект «Сам себе воспитатель», реализуемый АНО «Лаборатория социальной рекламы». Проект является продолжением социальной кампании 2012 года «Папа, не бей». Он призван напомнить детям и подросткам о том, что у них есть права, и они могут ими пользоваться.
Сайт поможет детям разобраться, что же происходит в его семье, научит владеть собой в непростых ситуациях.
Иногда родители поднимают руку или наказывают психологически, ущемляя ребенка в правах. В таком случае ребенок может обратиться за поддержкой в социальные службы и к психологам. Для этого нужно сделать анонимный звонок или описать свою ситуацию на сайте. Обращение всегда останется анонимным – таковы правила работы этих социальных служб.
Сайт проекта в первую очередь должен стать для ребенка, если не настольной книгой жизни, то тем документом, который будет всегда под рукой. На интернет-ресурсе подростки попадают в глобальное сообщество, где могут работать в команде своих сверстников, для того чтобы помочь своим друзьям и самому себе. Подростки являются не только участниками, но и полноценными создателями и партнерами этого интернет-ресурса.
Интернет-портал «Сам себе воспитатель» учит детей уметь признавать свои ошибки, вставать на место родителей. Диалог, общение, умение дискутировать и отстаивать свою точку зрения – это то, что во все времена позволяло человеку находить ответы на волнующие вопросы, решать проблемы, жить в социуме. «Сам себе воспитатель» учит детей и их родителей сглаживать конфликтные ситуации и напоминает о том, что жестокость – это прежде всего неумение воспитывать.
Детям, живущим в ситуации домашнего насилия или являющимся свидетелями такой ситуации, сложно поддерживать отношения с друзьями и одноклассниками, доверять другим, разрешать конфликты. Они отказываются ходить в школу, так как опасаются, что кто-нибудь может узнать о семейной проблеме, могут быть чрезмерно агрессивными или наоборот слишком пассивными, на любые реплики в их адрес, реагируют обзываниями, издевательскими фразами, стараются нападать, ведут себя таким образом, чтобы привлечь внимание к себе, говорят о самоубийстве. Безусловно, такие же особенности поведения, чувства и переживания могут быть вызваны и другими причинами. Поэтому необходимо быть очень осторожными, чуткими и терпеливыми в разговоре с подростком о его домашней ситуации.
Важно так же помнить, что помимо физического и сексуального, насилие может быть психическим – имеет свой целью подавить другого человека, сделать его более подвластным, экономическим – может выражаться в форме жесткого контроля за тратой денег в магазинах и на личные нужды, а также эмоциональным или словесным. Это вид насилия чаще всего распространен в реальной жизни. Многие даже не воспринимают его как насилие. Оно выражается в бранных словах, крике, угрозах, повышении голоса. Часто дети могут не подвергаться насилию, но быть свидетелями жестокости в отношении близких людей. Такие дети могут испытывать эмоциональный дискомфорт, вызываемый чувствами вины и ответственности за то, что в семье происходит насилие, страха, вызванный тем, что они сами, так же, как и близкие, могут пострадать физически от насилия, стыда, что это происходит только в их семье. В итоге это приводит к социальной обособленности и одиночеству, так как дети не могут доверить эту семейную тайну никому.
Уметь подростку быть воспитателем самому себе, при отсутствии такого среди окружающих его взрослых, трудный, но порой единственный выбор.
Под маской жертвы. Что делать, если ребенок «бьет на жалость»
Чудо-ребенок. От кого зависит детский успех?
Между миром и семьей. Как помочь ребенку вписаться в детский коллектив
А было ли насилие? Непридуманная история Вуди Аллена
Деградируем понемногу. Россияне глупеют, потому что мало читают?