В сентябре 2014 года в федеральном и региональном пространстве будет представлен социальный проект «Сам себе воспитатель», реализуемый АНО «Лаборатория социальной рекламы». Проект является продолжением социальной кампании 2012 года «Папа, не бей». Он призван напомнить детям и подросткам о том, что у них есть права, и они могут ими пользоваться.
Сайт поможет детям разобраться, что же происходит в его семье, научит владеть собой в непростых ситуациях.
Иногда родители поднимают руку или наказывают психологически, ущемляя ребенка в правах. В таком случае ребенок может обратиться за поддержкой в социальные службы и к психологам. Для этого нужно сделать анонимный звонок или описать свою ситуацию на сайте. Обращение всегда останется анонимным – таковы правила работы этих социальных служб.
Сайт проекта в первую очередь должен стать для ребенка, если не настольной книгой жизни, то тем документом, который будет всегда под рукой. На интернет-ресурсе подростки попадают в глобальное сообщество, где могут работать в команде своих сверстников, для того чтобы помочь своим друзьям и самому себе. Подростки являются не только участниками, но и полноценными создателями и партнерами этого интернет-ресурса.
Интернет-портал «Сам себе воспитатель» учит детей уметь признавать свои ошибки, вставать на место родителей. Диалог, общение, умение дискутировать и отстаивать свою точку зрения – это то, что во все времена позволяло человеку находить ответы на волнующие вопросы, решать проблемы, жить в социуме. «Сам себе воспитатель» учит детей и их родителей сглаживать конфликтные ситуации и напоминает о том, что жестокость – это прежде всего неумение воспитывать.
Детям, живущим в ситуации домашнего насилия или являющимся свидетелями такой ситуации, сложно поддерживать отношения с друзьями и одноклассниками, доверять другим, разрешать конфликты. Они отказываются ходить в школу, так как опасаются, что кто-нибудь может узнать о семейной проблеме, могут быть чрезмерно агрессивными или наоборот слишком пассивными, на любые реплики в их адрес, реагируют обзываниями, издевательскими фразами, стараются нападать, ведут себя таким образом, чтобы привлечь внимание к себе, говорят о самоубийстве. Безусловно, такие же особенности поведения, чувства и переживания могут быть вызваны и другими причинами. Поэтому необходимо быть очень осторожными, чуткими и терпеливыми в разговоре с подростком о его домашней ситуации.
Важно так же помнить, что помимо физического и сексуального, насилие может быть психическим – имеет свой целью подавить другого человека, сделать его более подвластным, экономическим – может выражаться в форме жесткого контроля за тратой денег в магазинах и на личные нужды, а также эмоциональным или словесным. Это вид насилия чаще всего распространен в реальной жизни. Многие даже не воспринимают его как насилие. Оно выражается в бранных словах, крике, угрозах, повышении голоса. Часто дети могут не подвергаться насилию, но быть свидетелями жестокости в отношении близких людей. Такие дети могут испытывать эмоциональный дискомфорт, вызываемый чувствами вины и ответственности за то, что в семье происходит насилие, страха, вызванный тем, что они сами, так же, как и близкие, могут пострадать физически от насилия, стыда, что это происходит только в их семье. В итоге это приводит к социальной обособленности и одиночеству, так как дети не могут доверить эту семейную тайну никому.
Уметь подростку быть воспитателем самому себе, при отсутствии такого среди окружающих его взрослых, трудный, но порой единственный выбор.