Буква закона
Отправной точкой конфликта стал новый пункт в местном правовом акте. Раньше повышенную пенсию получали чиновники и депутаты с 15-летним стажем, но, согласно поправке, уже после пяти лет работы слуга народа может рассчитывать на 30% доплаты. «На мой взгляд, это справедливо, – уверен зам. главы администрации с.п. Кедровое Дмитрий ПЕТРОВ. – Уходя на госслужбу, человек теряет привычную работу. В маленьком селе он может не найти новое место, когда истечёт срок. Да и должность такого уровня – не сахар». Но сельских активистов возмутило, что чиновники обеспечили социальные гарантии прежде всего себе.
«Когда письмо понесли по домам, каждый из подписавшихся добавлял своё, – рассказывает одна из инициаторов обращения Галина ЗМАНОВСКАЯ, – перебои с водоснабжением, обрушение крыши нового дома, плохие дороги». Местные власти уверены, что жалобу слепили из проблем, неизбежных для всех отдалённых сёл округа, многое преувеличили. «Большинство острых вопросов – результат несоответствий на федеральном уровне, – считает депутат Думы Ханты-Мансийского района Александр ТАМИЛИН. – Нам мешает злополучный
94-й федеральный закон, согласно которому низкая цена – ключевой критерий конкурсов на выполнение муниципальных заказов. Оценить квалификацию подрядчика и наказать за плохой результат закон не позволяет. Поэтому тендеры выигрывают жулики, которые занижают стоимость работ. Чтобы привлечь мошенников к ответу, нужно пройти семь кругов ада. Заказ не сделан, народ недоволен, администрация должна отвечать».
Против кого дружим?
«Главе погрозили пальчиком, а нам учинили допрос», – жалуется Галина Змановская. «Письмо на две недели выбило из колеи весь коллектив администрации, – парирует Дмитрий Петров. – А всё напрасно: никаких нарушений окружная проверка не выявила. Жители подписывались, не разобравшись».
А ведь ещё год назад в Кедровом запускали фейерверки в честь победы Александра КОЗЛОВА на выборах главы администрации. Его поддержали две трети односельчан. Но недовольные утверждают, что тогда сплотились не за него, а против другого кандидата, достойной альтернативы не было. «Козлов работает нормально, но прошло слишком мало времени, чтоб успеть во всем разобраться, – не согласен Александр Тамилин. – Я не голосовал за Александра Анатольевича, но раз уж его выбрали, я обязан ему помогать, а не вставлять палки в колёса».
Письма в округ для югорских сёл – обычная практика. Как правило, они только ухудшают ситуацию. Может быть, причина в менталитете: в трудные периоды жители готовы объединиться, а в моменты затишья конфликты вновь обостряются. «Первопричина жалоб в том, что власть позволила вытирать о себя ноги, – уверен Александр Тамилин. – Стоит кому-то написать губернатору, что ты – дурак, и тебя заставят доказывать обратное. Это некая презумпция виновности. Если даже в письме ложь, написавший останется безнаказанным».