В Сургуте почти сто компаний оказывают услуги такси. Эту сотню лучшей назвать пока сложно. Высокая конкуренция не привела к логичному результату - росту уровня сервиса и безопасности.
Летайте на такси!
Несмотря на новации, к примеру, sms-уведомления о подаче машины, услуги "трезвый водитель" или заказ с борта самолёта, минусов в работе такси пока гораздо больше, чем плюсов. Жалобы горожан сыплются одна за другой. Водитель не знал, где находится улица в центре города. Приехал с опозданием. Заломил цену выше обещанного тарифа. Диспетчер нагрубил. Угадать заранее, какая машина ждёт у подъезда, нереально. Даже службы, в своей рекламе десятки раз упоминающие слова "элитное" и "вип", могут прислать "убитую" "семёрку". Для пассажиров персона водителя такси играет не последнюю роль. Но пока нет единых критериев оценки таких специалистов при приёме на работу, признаются участники рынка. Пока главными критериями остаётся наличие водительских прав и личного автомобиля. А вот банальной проверки на знание правил дорожного движения и навыков вождения не встретишь почти ни у одного оператора рынка. Поездка на автомобиле, явно нуждающемся в утилизации, со скоростью даже 80 км/час с водителем, стаж которого чуть больше полугода, - сомнительное удовольствие, за которое придётся ещё и заплатить.
По словам учредителя такси "Смайл", члена правления Сургутской Ассоциации такси Андрея Морозова, причина такого положения дел - в слишком вольготных условиях ведения бизнеса. Несколько лет назад лицензирование предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки на легковом транспорте, отменили. На тот момент новшество приняли на ура - одним административным барьером стало меньше. На деле это привело к тому, что открыть службу такси сегодня может любой - не нужна лицензия, нет требований к состоянию авто, квалификации водителей и наличию медработника. Пара-тройка водителей, диспетчер с телефоном - и вы топ-менеджер службы такси!
В настоящее время сургутский рынок перевозок активно штурмуют сразу три иногородних компании - из Тюмени, Кургана и Омска. Новички пришли со своими правилами, которые со временем могут перенять и местные таксисты - равняясь на лучшее. В Омске, к примеру, новейшие технологии приёма заказов, sms-уведомления о подаче авто и переход на проезд по "счётчику" ещё несколько лет назад стали нормой жизни. Правило хорошего тона для местной службы такси - иметь свой парк автомобилей, но заключить договор о сотрудничестве с другими компаниями - на случаи нехватки авто в часы пик. В Сургуте это пока в новинку.
Ценообразование на услуги таксистов - один из самых загадочных моментов. Почему разница в тарифах по одному и тому же маршруту составляет до 100 рублей, хотя при этом сами службы не отличаются между собой по классу? Поездка по городу может стоить от 80 до 120 рублей, до аэропорта - 250-350 рублей, до железнодорожного вокзала - 150-250 рублей. Если же требуется попасть в район ГРЭС или в промзону - это уже совсем иные расценки. И если "туда" пассажир ещё сумеет добраться, то "обратно" - с трудом. Диспетчеры могут не принять заявку, мотивируя это отдалённостью района или сложностями с поиском места назначения. В непогоду, особенно при низких температурах, цены увеличиваются в разы, а авто можно прождать несколько часов. В такие моменты горожане чаще всего обращаются к услугам "бомбил", которые тоже не забывают скорректировать расценки. При этом тарифы у легальных таксистов и у "бомбил" фактически совпадают. В том же Омске поездка в пойманном "с колес" такси обойдётся минимум в полтора раза дороже. Андрей Морозов считает справедливым отойти от зоновости и определять стоимость поездки по километражу - 8-10 рублей/ километр. Но для этого нужно потратиться - установить в машинах таксометры. К этому готовы не все.
Знак качества?
Ввести новые стандарты работы решили сами участники рынка - учредив Сургутскую ассоциацию такси. Вступить в неё может только компания, имеющая стаж работы не менее года, собственный или наёмный автопарк, автосервис, механика и медика, которые будут проверять авто и водителей перед выходом на смену, бизнес должен быть зарегистрирован в Сургуте, а в учредительных документах деятельность по оказанию пассажирских услуг должна указываться как отдельный вид.. Пока из сотни служб только три соответствуют названным критериям. Есть у Ассоциации и сверхцель - "привести в чувство" нелегалов и "бомбил", которые оказывают горожанам некачественные и, порой, опасные услуги. С этой целью планируется проводить совместно с администрацией города и ГИБДД рейды по местам хаотичных стоянок. Взамен сургутянам будут предложены стоянки такси, работающих легально.
Не имея реальных рычагов управления, контролирующие структуры ударились в пропаганду - периодически публикуя рейтинги самых аварийных служб или проводя конкурс на лучшее такси. Андрей Морозов считает, что рынок такси не может быть саморегулируемым - должен появиться соответствующий нормативный акт: "В Краснодарском крае законом определено, что такси - это автомобиль жёлтого цвета с опознавательными знаками-шашечками и так далее, - говорит он. - Задачу наведения порядка на рынке такси можно решить только всем миром.
Но некоторые вопросы - на совести владельцев такси. К примеру, приезжать или не приезжать к пассажиру на разбитой машине... И чем чаще пассажиры будут говорить о таких недостатках, тем быстрее собственник примет правильное решение".