В советское время только в Ханты-Мансийске было три воспроизводственных цеха при рыбокомбинате. Но, если помнит читатель, в магазинах города средней руки было всего три - четыре сорта рыбы: хек, килька, мойва и минтай, который рыбаки называли «соломой». Изобилие наступило после 90-х, когда практически полностью развалилась рыборазводная сфера в стране. На наши прилавки хлынули норвежский лосось, то бишь, форель, сёмга, пангасиус, дорадо. Казалось бы, можно радоваться! Ан нет. Форель и сёмга выращиваются скандинавами искусственно, и ничего общего ни по вкусу, ни по полезности не имеют со своими «дикими» собратьями. Пангасиус, кстати, не называют иначе, как «помойный сом». В Азии, не к столу будь сказано, выращивают его в каналах, куда выливают отходы человеческой деятельности, - в реке Меконг. То есть, изобилие и есть, но… это не тот продукт, который нам нужен.
Если в кране нет воды, значит…
Десять лет назад, в 2002 году, прошло совещание глав регионов-соседей: Ямала, Югры и Тюменской области. На нем обсуждали резкое снижение ценных пород рыбы. Тогда впервые руководители регионов пришли к мысли, и высказали ее публично, что нужен новый рыборазводный завод, который бы вернул осетровых, сиговых в реки. Сказано-сделано. Спустя три года, в 2005 году было принято решение о выделении средств на возведение завода в Ханты-Мансийске и закупку оборудования. Естественно, так как это было общее дело, то на него сработала программа «Сотрудничество». До 2009 года из межрегиональной казны на него было потрачено полтора миллиарда рублей. Предполагалось, что будут воспроизводить сиговые - муксуна, нельму, пелядь, которая когда-то также называлась «царской рыбой». Не забыли и про разведение тугуна - сосьвинской сельди, и чира. Планируемая мощность завода - до 35 млн личинок сиговых и до 2,5 млн - осетровых. Однако, создать такое мощное производство практически с нуля - проблемно. И, когда уже завод построили и оснастили оборудованием, то оказалось, что заниматься воспроизводством рыбы на нём, увы, нельзя.
«Не секрет, что окружная власть тогда прилагала много усилий, чтобы разместить рыбоводный завод в Ханты-Мансийске, - говорит директор Югорского рыбоводного завода Василий Сысуев. - Это было, к сожалению, не лучшей идеей. Самая главная проблема - отсутствие в окружном центре достаточного количества качественной воды, пригодной для разведения рыбы, ведь требования к ней даже жёстче, чем к питьевой. Можно бы было расположить этот завод в Нижневартовске на реке Вах или в предгорьях Приполярного Урала, где есть чистейшие реки, чтобы не строить большой насосный парк. Но Приполярный Урал оказался неудобен из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. Возводить завод начали в 2006 году, через три года в целом закончили. В том же 2009-м прошёл пробный запуск, который показал очень большое количество неустранимых проблем. После этого завод практически законсервировали».
Воды - нет. Оборудование - негодное.
В 2010 году с положением дел на заводе стала разбираться команда нового губернатора Югры. Ответы на типично русские вопросы искали власти, специалисты в области воспроизводства водных ресурсов, сотрудники НИИ, поставщики оборудования из-за рубежа. Приговор специалистов был таков: то, что построено, - работать не будет. Запустить сие в эксплуатацию - невозможно. Воды - нет. Оборудование - негодное.
«Я не буду давать оценку тем людям, которые возвели этот завод, - говорит Василий Сысуев. - Я пришел руководить предприятием в 2010 году. И моя миссия состоит, главным образом, в том, чтобы всё-таки запустить производство».
Опять за рыбу деньги
В этой ситуации у властей Югры был только один выход - реконструкция завода. Сегодня создается проект нового производства, первые его тома уже направлены на разработку. В 2013 году планируется, что начнется демонтаж негодного оборудования, и установка нового. Будут пробурены скважины - так будет решена главная проблема - водная. Сам завод будет частично перепрофилирован: на нём будут не только выращивать мальков и выпускать их в реку, но и производить товарное мясо рыбы, которое попадёт на прилавки магазинов. Деньги, вырученные за рыбу, будут направляться на ее воспроизводство. Добавим, что реконструкция завода включена в приоритетные инвестиционные проекты региона. Существует календарный план мероприятий, и руководство завода и все те, кто ответственен за реализацию проекта, регулярно отчитываются о его реализации и перед федеральными и окружными властями, полпредством УрФО. На первые несколько лет работы предприятия предусмотрено финансирование в размере 1 миллиарда рублей, пока завод не выйдет на самоокупаемость. Как рассказал директор завода, торжественное открытие предприятия, когда будет перерезана красная ленточка, состоится, скорее всего, в конце 2013 года. Однако, рыбоводный завод - это совсем другое производство, нежели сборка автомобиля. Нельзя нажать на красную кнопочку, и бассейны по команде будут заполнены рыбой. Нужная долгая подготовительная работа, чем ныне и занимаются на заводе. Сегодня на очень небольшой площади - 13 маленьких бассейнов, каждый из которых чуть больше обыкновенной ванны, сотрудники предприятия разводят мальков сиговых, муксуна, осетровых. Больше рыбы выращивать не позволяют условия - очень маленькая водоочистка.
«Мы не теряем эти два года, пока идёт реконструкция, - рассказывает Василий Сысуев. - Мы буквально месяц назад начали такой же эксперимент со стерлядью. Мы её взяли совсем немного - меньше тысячи голов. Смысл этого мероприятия в том, что мы надеемся создать первое поколение маточного стада, которое у нас будет жить на заводе. И, конечно же, отработка технологии. На предприятие пригласили хороших, знающих свое дело профессионалов рыбоводной сферы и специалистов в подготовке воды из Челябинска, Екатеринбурга, юга Тюменской области. Предполагается, что после реконструкции завод даст свыше 100 новых рабочих мест городу, среди которых будут и сопровождающий основное производство персонал: водители, электрики, сантехники и другие.
«Река у нас общая,- резюмирует Василий Сысуев. - Экономический эффект от воспроизводства получит Ямал, поскольку «ремонтное стадо», рыбы-подростки - живут там. Лишь только взрослые особи возвращаются вверх по реке. Товарную часть - реализацию рыбы получат Ханты-Мансийский округ и Тюмень. Проект выгоден всем».