Пинг-понг
Формально проблема была решена: МВД торжественно вручило знамя борцов за трезвость медикам. За самой полицией сохранилась функция пресечения правонарушений, к которой добавилась новая роль - поставщика нетрезвого контингента в лечебные учреждения. Медперсонал бремя близкого общения с пойманными городскими пьяницами принял без энтузиазма. Более того, оказалось, что зачастую от них нужно защищаться.
«Как у нас часто бывает, никто не подумал о последствиях, прежде чем принимать закон. Все-таки была хоть какая-то действующая служба - её можно было не уничтожать, а модернизировать, изменить структуру. А в итоге не осталось ничего, пустота», - делится мнением Артур Ларионов, заведующий наркологическим отделением Ханты-Мансийского клинического психо-неврологического диспансера. В процессе перекладывания груза забот с полиции на учреждения здравоохранения, вопрос обеспечения последних соответствующими ресурсами был обойден стороной. Поэтому брошенные на передовую борьбы с уличным пьянством ханты-мансийские наркологи недоумевают, почему, например, им в распоряжение не было передано хотя бы освободившееся помещение местного вытрезвителя? Там можно было бы организовать стационар для временного содержания пьяных горожан, где те находились бы под наблюдением медперсонала. Наркологическое отделение городского ПНД рассчитано на 35 человек и постоянно загружено. При этом каждую ночь сотрудники полиции доставляют сюда более 40 граждан с разной степенью опьянения. Большая часть из них медикам не интересна: оставлять не нуждающихся в срочной помощи алкоголиков “на передержку” им не позволяют ни ресурсы, ни закон. «Мы занимаемся неотложным лечением, - говорит Ларионов. - Поэтому естественно, если нам привозят человека в беспомощном состоянии - в судорогах, в коме, неспособного самостоятельно передвигаться или, напротив, возбужденного и агрессивного, мы его забираем. Но вытрезвление лиц в алкогольном опьянении средней степени в наши обязанности не входит. В соответствии со стандартами оказания наркологической помощи в лечении они не нуждаются. Мы не имеем права даже держать их у себя или без их согласия что-то с ними делать - это запрещено законом об охране здоровья граждан».
Самотёком
В Управлении МВД России по ХМАО - Югре сообщили, что подразделениями полиции по-прежнему принимаются меры по выявлению пьяных и изоляции их с улиц, пляжей, из подъездов и других общественных мест, чтобы предупредить возможные правонарушения. После освидетельствования в медучреждении граждан в легкой степени опьянения, при условии опрятного внешнего вида, отпускают. Бывают случаи, когда не знающего меры человека могут подвезти до дома сами стражи порядка на служебном автомобиле. В дежурные же части органов внутренних дел, как правило, попадают граждане, у которых диагностирована средняя и тяжёлая степень опьянения. Там же, в дежурке, они остаются до вытрезвления, а утром отправляются “или в суд, или на свежий воздух” с оформленными документами об административном правонарушении.
Ожидалось, что в округе, как и по всей стране, должна была появиться служба неотложной наркологической помощи, располагающая отдельным помещением, где работали бы психиатры-наркологи, дежурили фельдшер и полицейский. Но в департаменте здравоохранения Югры сообщили, что в настоящее время такая модель медико-социальной помощи гражданам в округе использоваться не может.