Опасная «каша»
Двое погибших в ДТП на трассе «Тюмень-Ханты-Мансийск», ещё двое – на дороге от Ханты-Мансийска до Горноправдинска, трое – под Нефтеюганском, и всё это – в столкновениях легковушек. За одни лишь сутки 26 декабря!
«Диву даюсь, как с таким спокойным движением в Ханты-Мансийске вообще бывают аварии!», – говорит казанец Игорь Маторин.
«Всё из-за капризов погоды. Подмораживает – дорога «держит» хорошо, в оттепель становится скользкой, а неопытные и неосторожные водители не справляются», – считает югорский автомобилист Юрий Асеенко.
Нынешний, не слишком морозный сезон резкими перепадами температур «дал прикурить» югорчанам. «Не так страшен гололёд, как «каша» на дорогах, что образуется в тёплую и снежную погоду. Машина может стать неуправляемой, – говорит руководитель Мегионского отделения РОСТО Вячеслав Качапкин. – Тут главное – оперативно чистить снег на дорогах».
С этим согласен Виталий Колбин, зам. начальника отдела надзора УГИБДД УМВД России по Югре: «Если сразу не убрать снег и снежный накат – потом сложно с ними что-то сделать. Пескосоляные смеси эффективны, когда на улице – минус 13 или теплее. Есть реагенты для морозов, но их можно использовать лишь на взлётных полосах и мостах – вредны для экологии». В «запущенных» случаях выручает грейдер. Недешёвое, кстати, удовольствие. И нужно, чтобы дорога была ровной, а бордюры вкопаны как по линейке.
«При бывшем главе города Кузьмине зимой в Мегионе на дороги сыпали гранитную крошку, – вспоминает Вячеслав Качапкин. – Это экологически чистое и эффективное средство. Но дорогое. В Европе её используют многократно. А у нас во многих местах нет тротуаров, собрать крошку даже при наличии техники невозможно».
Мировой кризис?
Аварийность на дорогах в округе примерно на 20% обусловлена недостатками дорожного покрытия и погодными условиями, утверждают югорские полицейские. Как снизить статистику? «Комплексно, – считает Вячеслав Качапкин. – Повышать культуру вождения, заботиться о дорогах. Я много езжу по округу и наблюдаю некую всеобщую тенденцию медленного ухудшения и даже «пофигизма». Что это – недофинансирование, мировой кризис? Сказать трудно».
Не будем рассуждать про кризис, посмотрим на цифры. На строительство, реконструкцию и текущее содержание автодорог в Югре в 2007 г. было выделено 19,5 млрд. руб., в 2011-м – 11,4 млрд. Комментарии излишни. В 2013 г. расходы окружного бюджета на содержание автодорог составили 1 млрд. 812 млн. руб., на ремонт – 256 млн. Согласно целевой программе, к 2020 г. эти расходы вырастут до 3 млрд. 41 млн. руб. и 649 млн. соответственно. Но никто не отменял инфляцию, повышение цен, тарифов, зарплат...
Окружные власти обещают держать ситуацию под контролем: «Меры по сохранению дорожного полотна – значимая статья экономии и дополнительного перераспределения средств», – сказала губернатор Югры Наталья КОМАРОВА летом 2013 г. В переводе на более понятный язык это значит «будет лишняя копейка – пустим на дороги». Но будет ли, с грядущим-то бюджетным дефицитом в 70 млрд.? Резкого «дорожного прорыва», как 10 лет назад, ждать не приходится, и гравийной крошки нам не видать.