В Сургутском морге с людей берут деньги за бесплатные услуги.
За что платить?
Похоронный бизнес – один из самых прибыльных в мире. Но если получение доходов от продажи венков понять и принять можно, то стремление заработать на усопших в моргах вызывает нормальное человеческое негодование.
«Когда умерла мама, я не знала, куда бежать, не знала, что и сколько стоит, – рассказывает Ирина Сомова из Сургута. – Человек в горе – хорошая мишень для наглецов. Я в городском морге шесть тысяч заплатила».
«Отсутствует прейскурант на услуги, не выдаётся отчётный документ. Представитель покойного должен приобрести за свой счёт мыло, шампунь, мочалку, полотенца и т. п. Оплата ложится тяжким бременем на неработающих пенсионеров!» – заявляла в СМИ председатель ветеранов ОАО «Аэропорт Сургут» Людмила Толокнова. Женщина говорила об этой проблеме градоначальнику, но ей ответили, что деятельность морга к городу отношения не имеет.
Хочется напомнить, что есть Приказ Минздрава СССР №182 от 09.07.1991 г., в котором написано, что тела усопших выдаются родственникам «обмытыми и одетыми», и деньги за это не взимаются. Приказ никто не отменял.
Если говорить о судебно-медицинской экспертизе, то в должностной инструкции санитаров этого отделения указано, что они должны после вскрытия тело зашить, обмыть, поместить на хранение. Перед выдачей сверить маркировку. Всё. А кто же, простите, должен делать всё остальное, учитывая, что посторонних в это заведение не пускают? Дело в том, что должностные инструкции санитара каждое бюро судмедэкспертизы составляет самостоятельно. Единых норм нет, вот и пишут, кто во что горазд.
Хорошо устроились
Работники прокуратуры установили, что санитар окружной клинической больницы по совместительству являлся руководителем похоронного бюро. Используя служебное положение, он и санитары местного «Бюро судебно-медицинской экспертизы» предлагали родственникам усопших услуги по подготовке тел к погребению (косметические, парикмахерские, бальзамирование). Всё это они делали в рабочее время. «Я проработал санитаром 8 лет, – рассказывает Олег Немчик. – Это работа не для каждого. Эмоциональная нагрузка велика. А платят мало. В советские времена – 90 руб. Я получал в пределах 10 тысяч. Неофициально – гораздо больше, но я никогда не просил людей платить. Мне тоже предлагали работать на агентство. Деньги сулили хорошие. Но я не смог. Не по-христиански это. Да и не должен санитар получать больше хирурга». Главным врачам Бюро судебно – медицинской экспертизы и Сургутской ОКБ вынесены представления об устранении нарушений. Материалы проверки направлены в УМВД и Департамент здравоохранения Югры.
Кстати, 14 лет (с 1998 г.) строили в Сургуте новый морг, а в 2012-м законсервировали. Так и стоит, разрушается. «Насколько я знаю, округ не снимал с себя обязательств по этому объекту. Знают ли там, что судмедэкспертиза работает в три смены? Почему здание, сделанное на 90%, заброшено? Сколько там закопано денег?», – спрашивает депутат думы Сургута Сергей Рябов. Вопрос хороший. Кто ответит?